«У самовара я и моя Маша…»
Когда мы слышим эти строчки из замечательной задорной песни в исполнении Леонида Утесова перед глазами встает картина русской избы — ладной, добротной и самобытной. Потрескивание русской печки звучит как музыка души, создавая уют и покой. В центре стола величаво стоит самовар, по периметру чайные пары, остальное пространство занимали чайные принадлежности: заварки, конфеты, фрукты, печенье. За столом завязывается беседа.
Здравствуйте! Сегодня я и хочу вас пригласить на дружескую задушевную беседу. Предлагаю налить горячего, ароматного чая и расположиться вокруг нашего самовара.
Впервые медные изделия начали выпускать на Урале, на казенном Екатеринбургском заводе и. почти одновременно, на целом ряде заводов частых предпринимателей: Суксунском и Нижнее-Тагильском, принадлежащим Акинфию Демидову. Иргинском и Юговском братьев Осокиных, Петра и Ивана. Троицком, которым владели Турчаниновы. По тем временам выделывание медной посуды уступало по прибыльности разве что монетной чеканке. Собственно говоря, фабричная медная посуда и родилась здесь из денежных заготовок. Когда в Екатеринбурге прекратили чеканить квадратные деньги — так называемый плат (сколько стоит по весу — таков и номинал), а чеканка новых монет пока не предвиделась, Вильгельм де Геннин решил хоть чем-то возместить заводские расходы. Так появилась Екатеринбургская меднопосудная фабрика, а за ней такие же в других местах.
К 1734 году на Иргине выпускали посуду литейную (горшки, котлы и меденники) и точеную (кружки, кунганы, лохани, четвертины и чайники), делали и винокурные приборы (казаны с трубами). Именно на уральских заводах складываются те технологические приемы выделки медной посуды и тот инструментарий, которые в дальнейшем будут использоваться при производстве самоваров.
Уже в 1730-е годы при выделке чайников и другой медной посуды на Екатеринбургском заводе отдельно изготовлялось тулово сосуда, отдельно детали: поддоны, носики, ручки, крышки, которые потом припаивались или приклепывались и тулову. Сам же корпус-тулово обрабатывался на специальной наковальне, называемой «кобылиной», которая в дальнейшем стала применяться на любой самоварной фабрике и вкаждой самоварной мастерской.
Посуда поставлялась в Балахну. на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, на продажу в Кунгур, на казенный Ягошихинский завод (нынешняя Пермь), на Яик. Продавалась посуда и при заводе. За четыре года произвели этого товара общим весом 536 пудов, и греть его — 180 пудов — разошлась именно на заводе. Посуду пуска ли и на вольную продажу, а при хроническом безденежье — и в уплату работникам.
Первый (по «летописи») самоварный завод возник в селе Нижняя Ирга Красноуфимского района. В 1740 году на Екатеринбургской таможне, на Уткинской пристани, принадлежащей Демидову, солдат Захар Гилев за какую-то провинность задержал «купецких людей». Они везли «на 6 подводах меда 6 кадушек, вес 46 пудов 31 фунт, орехи да медный самовар с прибором…». Задержанные оказались не «купецкими людьми». В объяснении они указали: «Иргинского завода содержатели Осокиных жители Тимофей Пушняков со товарищи». Служащие таможни перевесили мед и орехи. описали изделие: «Самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». Удивления от увиденного таможенники не выказали, но и слово «самовар» в документах горнозаводского Урала до этого времени не встречается.
За место под завод на речке Иргине, притоке Сылвы, рядом с рудной горой Красный Яр, бились с 1727 года две компании: трое московских купцов с калужанином против посадских людей из города Балахны — Петра и Гаврилы Осокиных, двоюродных братьев. Казна поддержала Осокиных… Первую медь Иргинский завод выдал в декабре 1728 г. Медь хотя и была с большим содержанием железа, но для монетного дела все же годилась.
Откуда Осокины набирали на свой завод людей, никто толком не знал, лишь изредка в Екатеринбурге получали жалобы от кунгурского воеводы: «В Суксунекий и Иргинский заводы приходят пришлые люди многое число непрестанно, а какие они урожденцы, того не объявляют, а приказчики о том виду не дают. А пришлые, приходя со оных заводов, чинят Кунгурского уезда крестьянам бои… А поймать их не можно, ибо ходят многолюдством и, учиня бой, убегают на заводы». Заводские приказчики тоже жаловались, но друг на друга. Начались нескончаемые тяжбы за рудники и леса: Иргин и соседний Суксун превращались в соперников.
На Иргине плавке меди в саксонских печах с вододействующи-ми мехами местных обучали два мастера из Екатеринбурга. Медно-котельного мастера Степана Логинова прислала Казань, меднопосудного мастера Алексея Стрежнина -Пермь.
Котельник Логинов подготовил для Иргинского завода двух мастеров, посудник Стрежнин набрал девятерых учеников и, проучив год, самовольно отбыл восвояси: не смог смириться с необходимостью поточного производства. Девять его учеников-подростков были определены доучиваться к Семену Зылеву и Ивану Смирнову. Эти одиннадцать человек и составили штат котельной фабрики. Десять из них были земляками из Нижегородской губернии. Мастер Смирнов — раскольник из деревни Малиновки Нижегородского архиерейского села, семеро из девяти учеников родились в раскольничьих семьях сел Копосово и Козино (вотчины Троице-Сергиева монастыря}. Родители их бежали на Урал в 1728-1730 годах вместе с тысячами других раскольников. А проложил им всем дорогу на Ир-гинский завод его приказчик, беглый крестьянин из того же Колосова Родион Федорович Набатов. В середине 1730-х. с началом заводских переписей, открылось. что Иргинский завод сплошь состоит из беглых раскольников, по большей части из Керженской волости Нижегородской губернии, прозванных в XVIII веке «кержанцами». а в XIX — «кержаками*. Это прозвание сохранилось до сих пор.
В 1720 -1723 годах главой горной администрации был Василий Никитич Татищев, затем его сменил Вильгельм де Геннин. а в октябре 1734 года Татищев снова возглавил горную администрацию. Он распорядился, чтобы Иргинс-кий завод поставлял всю выплавленную медь по указанной цене на монетную чеканку. Изготовление и торговлю посудой следовало прекратить. Однако на Иргине к этому времени, по словам приказчика Родиона Набатова, «разведанные руды пресеклись, а накопанных хватит лишь до лета». После этого на Иргине получили 25 тысяч пудов заемной руды с Ягошихинского завода на переплавку и для поставки меди в слитках в Екатеринбург по твердой цене. Руда оказалась низкого качества, так что чистой меди наплавили всего 180 пудов. Поставка ее по твердым ценам грозила разорением. Приказчик Швецов засыпал екатеринбургских начальников прошениями: «Прошу, дабы повелено было хозяевам моим из заемной казенной руды выплавленную медь в посуду переделать и продать на сторону вольным охотникам». Фунт чистой меди по твердой цене для казны стоил 6 копеек, но было дозволено из той же меди изготовить »по своему усмотрению» посуду и про дать подороже, чтобы вернуть долг деньгами. Полтора года спустя екатеринбургские таможенники изъяли 16-фунтовый самовар, который был оценен купцами в 4 рубля 80 копеек — в пять раз дороже, чем металл, из которого был изготовлен. По тем временам за корову, в зависимости от сезона и возраста, платили от двух с полтиной до четырех рублей. Десять рублей стоил средней руки домик, двадцать — дом приличный.
Летом 1735 года началось башкирское восстание. Для его подавления собирали «вольницу» — добровольные отряды заводских жителей и приписных крестьян для усмирения башкир. В «вольницу» разрешалось записывать пятую часть работоспособных от завода или села, но на двух заводах — Иргинском и Юговском — почти все работники и больше половины приписных крестьян вдоволь потешились походной жизнью.
Вполне возможно, что кому-то из добровольцев той войны с башкирами и явилась мысль о переносной кухне, о походном кипятильнике, который разогревался бы без печки и легко убирался в дорожный мешок.
В 1741 году иргинский приказчик Родион Набатов перешел к Акинфию Демидову. Возможно, именно Акинфий Демидов первым оценил изобретение иргинских мастеров и дал толчок развитию самоварного производства в России. Григорий Акинфиевич был сыном и наследником Акинфия Никитича Демидова, основавшего Суксунский завод, где в 1740-х годах существовала уже самоварная мастерская, а с 1745 года началось их фабричное производство.
Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах встречаются в «Реестре какое число сделано и отдано господину дворянину Григорию Акин-фиевичу (Демидову) разных званиев медной посуды в 1745 году и по какой цене в продажу производится» и к «Описи имущества Онежского второклассного монастыря», которая датируется 1746 годом и где среди других предметов упомянуты и «два самовара с трубами зеленой меди». Однако и до этого времени в документах упоминались подобные приборы — «казаны с трубами».
Первые демидовские самовары — похожие на котлы с крышками, небольшого размера, простые и дешевые, или же богатые, украшенные орнаментом, чеканным по луженой поверхности, предназначались для приготовления сбитня — горячего напитка из меда, шалфея, зверобоя и пряностей. Чтобы варево не остывало, в трубу, вставленную внутрь «сбитенника», накладывали горячие угли.
В нашем музее хранятся интересные экспонаты самоварного производства.
И начнём мы очередное путешествие по музейным фондам, с самого первого экспоната появившегося у нас – это был самовар!
Самовар. Производство Россия начало ХХ века. Материал – латунь. Ёмкость 8 литров.
Самовар угольный. Производились такие самовары торговыми домами братьев Шемариных в Туле. Шемаринские самовары – национальная русская гордость. В начале XX в. продукция фабрики была награждена Большой серебряной медалью на легендарной парижской выставке. В этом время на предприятии выпускалось уже более ста видов самоваров дома Шемариных. В ассортименте предлагались как недорогие агрегаты незамысловатых фасонов типа банка или рюмка, рассчитанные на широкого потребителя, так и высокохудожественные модели – груша, ваза, яйцо, которые украшались в стиле рококо и предназначались для русской аристократии. В 1913 году на предприятии работало уже более 500 профессиональных мастеров, в том числе и в уездах, а каждый месяц выпускалось не менее 6 тыс.самоваров. Безупречная по качеству и эстетичности продукция еще неоднократно выставлялась на различных отечественных и международных показах, а по праву заслуженные и выбитые медали на самоварах Шемариных подчеркивали авторитет производителя. В 1906 г. братья удостоились почетного и уважаемого звания «Поставщик двора Его Императорского Величества шаха Персидского». После Революции в 1918 г. завод национализировали и переименовали в фабрику имени В. И. Ленина, где самовары изготавливались еще около 15 лет и считались лучшими в Туле.
Тульский самовар. Начала ХХ века. Произведен на фабрике братьев Воронцовых в подтверждении чего имеется клеймо «ФАБРИКА МИХАИЛА и ВАСИЛiЯ Бр.ВОРОНЦОВЫХЪ ВЪ ТУЛЪ» и оттиск 10 клейм – медалей. Материал – медь. Емкость 3литра. Угольный.
Истоки первого завода Воронцова идут от мастерской по изготовлению гармоней, основанных в 1840 г. оружейником Тимофеем Пименовичем. Первая фабрика Воронцовых по производству самоваров была создана в 1852 году. С 1854 г. владельцем стал его сын Гавриил, который вместе с братом, дополнительно организовал ещё и выпуск чайных машин. Предприятие, на котором трудилось 70 человек, было небольшим. Но все же за десятилетие производительность удалось повысить в 2 раза. В конце 1880-х владельцу даровали статус почетного гражданина с правом передавать его наследникам. После смерти основателя, завод перешёл в собственность к его сыновьям. В 1911 г. на нём работало не менее ста мастеров, использовалось современное в то время оборудование, а самовар братьев Воронцовых был похвально отмечен на парижской выставке. Самовар Воронцова выполнялся с душой виртуозными мастерами и был настоящим произведением искусства. Русской элитой, особенно петербуржцами, высокого ценились элегантные формы , расчеканенные стенки, ажурные ручки и ножки, стилизованные под лапы льва. Каждая деталь скрупулёзно подбиралась, а в декоре применялись модные флористические мотивы. Для высшего общества также предлагались подарочные изделия, которые выполнялись на заказ в единичных экземплярах. Воронцову было пожаловано звание «Фабрикант двора Его Императорского Величества», а также право ставить на продукции Государственный герб. Продукция завоёвывала наивысшие награды на престижных всероссийских и международных выставках. После Октябрьской революции фабрику национализировали, передали в ведение патронного завода и практически сразу закрыли.
Тула – Тула – столица самоваров! Кладовая мастеров! Была в Туле еще одна фабрика – М.И.Соколова. Следующий наш самовар был произведен в начале ХХ века именно на этой фабрике, о чем свидетельствует клеймо: «САМОВАРНАЯ ФАБРИКА М. И. СОКОЛОВА ПРЕЕМНИКА ФИРМЫ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА БАТАШЕВА ВЪ ТУЛЪ ПЕРВЫЙ СОРТ» и оттиск 20 клейм – медалей. Самовар из белого металла, ручки деревянные. Емкость 4 литра. Угольный.
Самовар. Производство Россия конец 19 – начало 20 века. Имеет клеймо: «ФАБРИКА БР.ПЕТРОВЫХЪ ВЪ ТУЛЪ СУЩЕСТВУЕТ СЪ 1850 ГОДА». Материал – латунь.
Самовар начала ХХ века. Произведен в Туле. Есть клеймо: «САМОВАРНАЯ ФАБРИКА ВАСИЛИЯ ЗЯБРОВА ВЪ ТУЛЪ» Емкость 5 литров.
Вот следующий наш экспонат уже намного моложе предыдущего…. Производились такие самовары в СССР в 30-е годы на фабрике «Тулметпром» — Самоварная фабрика им. В.И. Ленина она же — бывшая фабрика «БР. Шемариных». Основной материал – медь. Временные рамки дают частично прочитать оттиск клейма завода производителя, но в идеале это выглядит так:
Наиболее крупной и современно оборудованной фабрикой в Туле являлась «Самоварная фабрика имени В. И. Ленина». На фабрике до революции было занято около 495 человек рабочих, а кустарей работало до 2000 человек. Ежегодный выпуск самоваров по годам был:
В 1913 году: 132000 шт. — на сумму 1013760 руб., в 1916 году: 60000шт. – на сумму 972518 руб., в 1917 году: 25000 шт. – на сумму 1081886 руб.
По качеству тульские самовары этой фабрики считались одними из лучших в Туле, уступая в этом отношении лишь самоварам фабрик Н. И. Баташева и Тейле. После Октябрьской революции фабрика была национализирована, почти все оборудование было вывезено, вместе с наличием полуфабрикатов, на фабрику Патронного завода и работа фабрики была прервана. До июня 1924 она бездействовала, а с этого времени «Тулпромторг» приступил к капитальному ремонту и оборудованию фабрики. Потребовались значительные денежные затраты для приведения фабрики в соответствующее состояние и лишь в ноябре 1924 года закончились работы по ее восстановлению.
В своем рассказе о наших самоварах мы говорим – самовар угольный (жаровой). Самые первые самовары были именно такие! Про такой самовар можно сказать: «С горящим сердцем!».
Конструкция самовара довольно сложна: внутри расположена жаровня в виде трубы — «кувшин». Внизу под «кувшином» для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжен наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две «шишки»-хватки и паровички — это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара. Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. «Кувшин» (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении. Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фистонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д.
«По науке» же самовар состоит из следующих частей: стенки, кувшина, шейки, круга, поддона, донышка, решётки, репейка, стебла крана, ветки, душничка, подшишек, шишек и малинок, конфорки, заглушки и, конечно, ручек.
Стенка — это основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения. Из-за формы стенки, являющейся акустическим усилителем, самовар обладает удивительной способностью издавать звуки, точно указывающие на различные стадии кипения воды: самовар «поёт» перед началом закипания, самовар «шумит» перед самым началом кипения, он «бурлит», кипя. Он «посвистывает», постепенно остывая. Спутать эти звуки невозможно! После совсем небольшой практики начинающий «самоваровед» легко научится определять состояние своего «подопечного»
Кувшин — внутренняя труба в самоваре, в которую кладут топливо и в котором происходит собственно горение.
Шейка — нижняя часть самовара.
Круг — литое кольцо на верхней части стенки, придающее стенке жёсткость.
Поддон — основание самовара. В основании же расположена решётка (колосник, на котором располагается горящее топливо) и донышко — обычно это съёмная крышечка, на которую падает пепел.
Репеёк — фигурная пластинка, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран.
Ветки крана часто представляли собой произведение искусств
Стебло крана — собственно, изогнутый краник, через который наливают кипяток. Отметим, что кран расположен не у самого дна стенки, а на некотором расстоянии от дна. Поэтому вам в чашку не попадёт взвесь или кусочки накипи.
Ветка — это ручка для поворачивания крана.
Душничок — отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипении воды в самоваре.
Подшишки — это гвозди для прикрепления деревянных шишек. В настоящее время подшишками служат винты.
Различные формы шишек с подшишками
Шишки — приспособления для снятия крышки на самоваре. Своего рода ручки. Ранее были деревянными, сейчас обычно делаются из пластика.
Малинки — гайки, которые навёртываются на концы гвоздей для скрепления шишек с крышкой.
Заглушка — колпачок для закрытия кувшина.
Конфорка — съёмное приспособление для установки заварочного чайника.
Можно сказать, что самовар отличается от других приборов для подогрева воды тем, что соединил в себе весь практический опыт человечества по экономии энергии.
Верхняя часть самовара. Видна конфорка, край кувшина, крышка, шишки с подшишками
Почти всё тепло, поднимающееся по сужающейся вверху трубе (а труба и называется кувшином), отдаётся окружающей его воде. Большая поверхность кувшина быстро доводит воду до кипения и поддерживает её всё время у точки кипения. Естественный ток тёплого воздуха вверх создаёт идеальную тягу в топке. Для улучшения тяги во время нагревания (кипячения) воды сверху на трубу надевается труба.
Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок. Самоварные мастера придумали приставную трубу, которую можно надевать на верх топочной трубы. Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы. Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар «поет», на второй «шумит», на третьей «бурлит». Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку оченъ удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.
Более того, самовар — не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор — смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жесткой воде, невкусен. При кипячении жесткость снижается, так как образовавшиеся нерастворимые карбонаты (накипь) откладываются на стенках трубы и корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из-за этого уменьшается, так что накипь необходимо удалять. Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.
Лучшее топливо для него — древесный уголь, сухие чурки и щепки, сосновые шишки. Следует помнить, однако, что в сухих сосновых шишках много смолы, которая может попасть в воду. Ни в коем случае нельзя в качестве топлива применять керосин. При малом расходе топлива вода в самоваре закипает быстро, кроме того, самовар долго сохраняет тепло и не требует сложного ухода. Емкость современных жаровых самоваров колеблется от 4,5 до 7 л. Время закипания воды не превышает 30 мин. Разжигать топливо в самоваре можно только предварительно наполнив резервуар водой.
Многие считают, что самовар нужно топить сосновыми шишками или березовыми лучинками. Однако лучшее топливо для самовара — древесный уголь, основным горючим элементом которого является углерод, его содержание превышает 95%.Количество сгоревшего углерода, а следовательно, и выделившегося тепла пропорционально расходу кислорода. Это дает возможность регулировать процесс топки подачей воздуха. У самовара ее ограничивают, главным образом, проходные сечения прорезей в решетке и сопротивление слоя топлива. Их подбирают так, чтобы горение не было чересчур интенсивным, иначе возрастают теплопотери. По мере выгорания топлива толщина пласта уменьшается, что приводит к снижению сопротивления тракта движению газового потока, и интенсивность горения возрастает. Древесный уголь горит коротким пламенем красноватого оттенка. После сгорания древесного угля образуется сравнительно немного золы. Плавится она при температуре 1400оС, в топке самовара недостигаемой, так что получается легко удаляемый порошок.
В некоторых энциклопедиях по домоводству указано, что наряду с древесным углем самовар можно топить древесными чурками. В этой рекомендации не хватает только оговорки: за неимением угля. В древесине горючими элементами являются водород и углерод. Средний фракционный состав древесины примерно таков: содержание летучих — 85%, твердых фракций — всего 15%, и в сравнении с древесным углем — дрова скорее сухой газ, чем твердое углеродистое топливо. Древесина (разумеется, речь идет о сухой древесине) сгорает в несколько этапов. Первая фаза — розжиг. При помощи горящей бересты или лучинок температуру древесины доводят до 350оС, когда на дровах образуется устойчиво развивающийся очаг пиролиза. Вторая фаза — пиролиз древесины и сгорание выделившихся летучих веществ. Здесь ярко проявляется главный недостаток древесины как топлива: пиролизное газовыделение — практически неуправляемый процесс, и, чтобы газы не улетучивались из топки без пользы для дела в дымоход, их необходимо дожигать. Для этого нужен дополнительный подвод воздуха и пространство для смешивания газов с воздухом и последующего их сгорания. Но ни того, ни другого в конструкции жаровой трубы самовара не предусмотрено, и при топке дровами воздух поступает с большим избытком; газы догорают уже в соединительной трубе, так что она иногда раскаляется докрасна, и почти все тепло просто теряется. Во второй фазе образуются продукты сгорания — углекислый газ и вода. Управление горением древесины подачей первичного воздуха осуществимо только на третьей фазе горения высокоуглеродного твердого остатка, содержание которого составляет всего 15%.
Распределение температур по высоте жаровой трубы при работе самовара на древесном угле таково: самая высокая температура в области очага горения, то есть внизу; верхняя часть жаровой трубы нагрета меньше. Для нагрева и кипячения воды такое распределение температуры по высоте оптимальное. Более горячая и поэтому более легкая вода поднимается вверх, в полном соответствии с законом Архимеда, а ее место занимает холодная и более тяжелая, из верхних слоев резервуара. Таким образом, благодаря естественной конвекции жидкость интенсивно циркулирует, перемешивается и равномерно прогревается по всему объему. Коэффициент полезного действия самовара на угле довольно высокий, не менее 70%.При топке самовара дровами распределение температур по высоте жаровой трубы получается другим. Наиболее сильно жаровая труба нагревается в зоне сужения, то есть в верхней части теплообменника; в нижней же части топки совсем нежарко, так что нагрев воды происходит в основном у крышки самовара. Нагретая и более легкая вода так вверху и остается, а конвекция не возникает.Когда самовар, переведенный на дрова, начинает шипеть и брызгать из-под крышки горячими каплями, это совсем не означает, что вода вскипела и можно восклицать: «Господа! Самовар готов! Давайте пить чай!». Может оказаться, что жидкость, находящаяся в придонной области и наполняющая чашки через кран, чуть теплая. Теплопроводность воды невысокая, и без конвекции она прогревается слабо. Низкие температуры в жаровой трубе приводят к тому, что из древесины активно выделяются смолы и конденсат, загрязняющие топку самовара. Коэффициент полезного действия самовара на дровах не выше, чем у паровоза, и в лучшем случае составляет где-то 15%.
А вот еще один наш самовар времен СССР. Производились такие в 70-80-е года, все в той Туле. Это были простые и яркие, красочные, расписные, покрытые эмалью самовары. Уже электрические. Емкость нашего самовара 2 литра. Основной материал сталь. Уже имеет пластмассовые ручки.
СССР – родина электрических самоваров. После Второй мировой войны советский завод «Штамп» (переименованный из патронного завода) единственный в Туле выпускал самовары. Хотя в советское время агрегаты выпускались и на заводе металлоизделий в Суксуне, который предлагал широкий ассортимент, пользующийся высоким спросом: самовары, чайники, сахарницы, подносы, с красивой художественной росписью. В 1956 г. завод «Штамп» начал выпуск электрических самоваров, пришедших на смену жаровым (угольным) моделям. Самовары СССР с теплоэлектронагревателем, пластиковыми ручками и импровизированной трубой уже не пели в трёх различных регистрах. И, хотя, по мнению специалистов, электричество погубило самобытные агрегаты, превратив их в банальные кипятильники, завод «Штамп» считался престижным предприятием, выпускающим более миллиона экземпляров в год и процветающим до начала 90-х годов. В ассортименте были и комбинированные самовары, обладающие высокими потребительскими качествами. В конце ХХ ст. самовары, как и всё наследие великой эпохи, включая фарфоровые статуэтки, начали уходить в забвение, а на кухнях стали хозяйничать электрические чайники. Однако, производство самоваров полностью остановлено не было.
Современная технология изготовления самоваров получила второе дыхание и практически не изменилась, сохранив секреты самоварного ремесла. В течение нескольких столетий тульский самовар – центр праздничного застолья и незаменимый атрибут чаепития в лучших русских традициях. И сегодня пыхтящий красавец-самовар, чашки с блюдцами, стаканы с подстаканниками, пряники и баранки, воссоздают удивительную атмосферу, наполняя теплом и уютом домашний очаг и располагая к душевной беседе.
Надеемся было интересно и познавательно. Желаем вам здоровья и благополучия. На этом прощаемся и до новых волнительных встреч на просторах Интернета.
В нашей виртуальной экскурсии помимо экспонатов Волчанского краеведческого музея использовались материалы с интернет-ресурсов: Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», samovarov-grad.ru, tula-samovar.com , magazin-samovarov.ru