«Квартира» — такое привычное, родное слово. При слове «Квартира» у многих в мозгу сразу выстраивается ассоциативный ряд картинок — городская квартира с отоплением, горячей водой, электрическое освещение вообще само собой подразумевается, газификация — приветствуется, а уютная, современная, с элементами индивидуальности, обстановка мечта каждого. Такой притягательный лакомый кусочек для любого человека, исключая разве что завзятых бирюков и отшельников. А знаете ли вы, что означает слово «квартира» , давно ли оно «поселилось» и «пустило корни» в нашем языке? И вообще, откуда это слово пришло на земли наши российские?…
Сегодня, дорогой друг, мы вместе прогуляемся по условному интерьеру квартиры середины ХХ века музея волчанского — краеведческого и вместе ответим на многочисленные вопросы.
Все мы знаем, что «квартира» — это жилое помещение, составляющее отдельную часть дома, состоящее из одной или нескольких комнат, с отдельным входом. Это как раз понятно. Но когда мы начали называть это «квартирой» и всегда ли так было? Наверняка нет. Согласитесь, слово кажется относительно современным… Чтобы это проверить, откроем Историко-этимологический словарь.
Так, читаем: «Слово «квартира» происходит от лат. quartārius «квартарий, четверть золотого». В ряде европейских языков слово заимств. через франц. quartier. Русский «квартира» — впервые в 1704 г., изначально в форме «квартера»; в форме «фате́ра» — ещё в XVII веке. Заимствована через немецкий Quartier, голландский kwartier, ср.-н.-нем. quarter из старо-французского./Использованы данные словаря М. Фасмера/.
Да-а… Не то чтобы очень современное словечко. Встречается оно, как выясняется, с Петровских времен, но, как пишет словарь, «с неустойчивым значением». Чаще»квартирой» называли стоянку воинской части в населенном пункте. В южно-великорусских говорах говорили не «квартира», а «фатера», так же как и «квитанцию» называли «фитанцией».
Но в словарях, действительно, «квартира» собственной персоной появилась только с XIX века. «Квартирант» — тот вообще в начале XX.
Теперь давайте попытаемся понять, откуда «квартира» пришла. Этимологи практически уверены, что в русский язык слово забрело из немецкого языка. Туда в свою очередь из французского, а уж во французский, можно и не сомневаться, попало из латыни. «Quartus» /квАртус/ — четвертый, четвертая часть чего-нибудь.
Впрочем, насчет прихода «квартиры» в русский язык из немецкого есть кое-какие сомнения. Не исключено, что источником был язык голландский.
Отсюда развилось потом значение, к которому мы так привыкли: «жилище вообще», «помещение». «Квартира», одним словом, — со всеми возможными производными: «квартирный», «квартировать», «квартирант».
Что ж, с основным мы определились. Предлагаю перейти непосредственно к НАШЕЙ квартире, то бишь к условному интерьеру, который располагается в Муниципальном краеведческом музее Волчанского городского округа.
Начнём с того, что весь наш условный интерьер расположился на одном выставочном подиуме, но это не уменьшило его привлекательности для посетителя. Предметов достаточно и они разнообразны.
«Возьмём» для пристального рассмотрения буфет.
«Буфет как буфет» — сказал бы скептик. Но вся ценность-то буфета и втом и заключается, что местные умельцы изготавливали и скорее всего не просто так, а на заказ.
Вы только посмотрите на резьбу растительного орнамента… Сразу видно — не художник составлял композицию. Но с какой любовью неизвестный мастер, по наитию, воссоздавал когда-то увиденные им растения. В рисунке угадывается эндемик Северного Кавказа колокольчик персиколистный. Верх буфета украшает резьба с изображением белки сибирской, ели обыкновенной и примитивное изображение цветка «любит-не-любит» — ромашки полевой. В остальном же буфет внешне не сильно отличается от своих тогдашних собратьев. А вот содержимое этого раритетного «товарища» варьировалось от дохода хозяина.
Наш собственник явно принадлежал к довольно зажиточной прослойке населения. Вы только взгляните…
настоящий дикольтированный (от слова диколь — специальная наклейка, переводка для керамических изделий) фарфор 1941-1946 годов, ГЛАВФАРФОРФАЯНС НКМП РСФСР ЗАВОД ИМЕНИ КАЛИНИНА КОНАКОВО.
А вот и элегантная представительница изделий из стекла — вазочка для конфет или варения. К сожалению, клейма нет и точно фабрику или завод-изготовитель установить не возможно. Можно предположить дату изготовления и то только по воспоминаниям владельцев.
Милые творения рук человеческих — слоники на счастье. Когда-то такие «миниатюрки» украшали каждый приличный дом. Выполнены из белого мрамора.
Ещё один из представителей того времени — подстаканник, да не простой, изготовлен из мельхиора. Судя по манере плетения металлического кружева, по композиции орнамента, свет подстаканник увидел на родной земле уральской в Челябинске. Да и мотивы на кружевной салфетке напоминают традиционную салдинскую мережку, хотя выполнена салфетка в стиле кружев ришелье.
Предлагаю возвратиться на нижнюю полку буфета и рассмотреть предметы…
Как вы думаете, что это такое?
При ближайшем рассмотрении видим — это коробочка для порошкообразной пудры. Но при чём здесь символика Советской армии? Оказывается, такое оформление косметических средств было приурочено к очередному юбилею Советской армии.
В советскую эпоху в конце 50-х годов появляются парфюмерные наборы, оформленные как дорогие шкатулки: «Голубой ларец», «Черный ларец», «Кремль».
Вот так выглядела пудра из парфюмерного набора «Кремль».
Что-то мы «застряли» в буфете, а вокруг столько интересного…
Здесь и репродуктор с бумажным динамиком, и портрет Иосифа Сталина, вышитый крестиком, и знакомые с раннего детства гипсовые миниатюрные скульптуры Василия Тёркина, Сестрицы Алёнушки и братца её непутёвого Иванушки.
Серьёзный экспонат — телефон с дисковым набором. А вы знаете для чего на диске написаны буквы? Здесь вы можете ознакомиться с жизнью телефона: https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/91/
Абажур с витыми кистями, ваза для цветов и сухоцветов — они вновь завоёвывают пространство современной квартиры, а каких-то 60-70 лет назад были привычными предметами интерьера.
«Белорусь» — мечта советского человека 50-х годов.Это микст инженерной мысли — телевизор, проигрыватель, радиоприёмник и всё в одном «флаконе». Об этом монстре можно прочесть в архиве музея за декабрь 2014 года.
Ни одна уважающая себя хозяйка ни за какие деньги не рассталась бы с первой помощницей в рукоделии — швейной машинкой. Вот и у нас в интерьере «живее всех живых» поселилась представительница американской компании Singer Corporation. А на столешнице «разлеглась» настоящая косоворотка не фабричного пошива.
Массивный стол на ножках-столбиках, выкрашенный жёлто-коричневой половой краской, в Свердловской области встречается не так уж редко, даже в музее Екатеринбурга можно встретить брата-близнеца нашего раритета. Только одна разница — датировка: в музее Поклевских — Козел столу приписана дата рождения конец 19 века, а у нас всего лишь середина 20 века. Кто прав — не нам судить. У стола примостился прекрасно сохранившийся стул на гнутых ножках, с очень удобной спинкой, с узором (под плетение) на сиденье, покрытый лаком с сосновой морилкой. Те, кто учился в нашей детской музыкальной школе помнят такие экземпляры.
Вот мы и добрались до спальни. Возможно так выглядела комната подростка, девочки или мальчика — не будем гадать.
Поглядите на узорчатые покрывала, накидушки и подзоры — такие украшали практически каждый дом и квартиру того времени. Да и сейчас изделия из филейного кружева можно встретить в деревенском доме.
Если отогнуть пастельные принадлежности, то можно увидеть — панцирную сетку заменяют берёзовые доски, да и матрас набит хлопковой ватой самого низшего качества . Так было не у всех. Хозяйки, которые держали домашних птиц, собирали мелкое перо и пух на перины-подушки, а в немецких семьях пуховыми и перьевыми были даже одеяла.
Вот такие детские кроватки изготавливали местные умельцы в свободное время на рудоремонтном заводе из металлической «лапши». Как говорят старожилы: » в таких колыбельках выросла вся молодёжь 50-70 годов Волчанска». Люлька (колыбелька) качается за счёт шарикоподшипника.
В люльке кроватки лежит кукла 50-60 годов. Голова, ручки и ножки изготовлены из прессованного картона. Тело, как и у многих представителей игрушечного мира того времени, тряпичное и набито мелкими опилками.
Прикроватные коврики из разноцветных лоскутков мастерила практически вся женская половина города, которая умела обращаться с ниткой-иголкой.
Этажерка. Есть люди, которые утверждают, что идея создания этажерки принадлежит уральским умельцам. Спорить не будем. Нам этот предмет мебели однозначно нравиться — удобен, компактен, а большего и не надо.
Чего только на этажерке не найдёшь, здесь и книги, и фотоальбомы, статуэтки, шкатулки, привезённые из отпуска с черноморского побережья.
Кто-нибудь знает кому эта статуэтка посвящена, кто изображён?
Ответ должен знать каждый гражданин России — это Никита Фёдорович Карацупа (12 (25) апреля 1910, село Алексеевка — 18 ноября 1994, Москва) — легендарная личность, Герой Советского Союза, полковник пограничной службы. По его методике до сих пор обучаются пограничники — кинологи. Рядом С Никитой Фёдоровичем изображён верный пёс Индус.
Более подробную информацию об этом легендарном человеке можно прочесть здесь: http://www.bratishka.ru/archiv/2011/5/2011_5_6.php
Квартиры того времени часто были малометражными, семьи большими — многодетными. И нашему школьнику повезло — у него своя спальня, свой небольшой письменный стол, и даже есть настоящий портфель с металлическими пряжками.
Взгляните на стол школьника — настольная лампа, чернильница, перьевая ручка со стальным пером, а ближе к краю примостила книга под названием «Пионерское лето». Книга замечательная, увидевшая свет в 1956 году благодаря большому авторскому коллективу и издательству ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Об этом музейном предмете мы поговорим отдельно и в самое ближайшее время.
Возможно так выглядела счастливая семья, проживавшая в нашей квартире. На фотографии члены поэтического клуба «СВЕЧА» города Волчанска — Сафронов Александр с супругой Людмилой Сивенок.
Наш условный интерьер квартиры середины ХХ века наполнен предметами быта, которые безвозмездно были преподнесены в дар музею жителями Волчанска. Только в этом интерьере этих (даренных) предметов около 300 штук и обо всех рассказать на страницах нашего виртуального музея за один раз невозможно.
Предлагаю сделать передышку и встретиться на бескрайних просторах нашего сайта в следующий раз.
Следите за рекламой и до новы встреч!
P.S. Дорогой друг, если вам не терпится узнать больше о нашем музее и вы проживаете в Волчанске, то милости просим!
Сотрудники музея всегда рады посетителям.