Лето – пора отпусков. Чемоданное настроение, авиабилеты, предвкушение чудесного, веселого, беззаботного отдыха.
Всем хочется, чтобы этот отпуск стал незабываемым. А затем, дождливой пасмурной осенью, разглядывать с ностальгией фотографии, будто листаешь кадры из прошлой жизни…
О летнем отпуске могут напоминать и сувениры, например в виде нагрудного значка. В нашем музее хранится коллекция сувенирных знаков из серии «Гербы древних русских городов» под известным брендом «Золотое кольцо». Сирия была выпущена в начале 70-х годов ХХ века по заказу Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры на Экспериментальном творческо-производственном комбинате «Русский сувенир», город Москва.
Предлагаем отправиться в виртуальное путешествие с фондами Муниципального краеведческого музея г. Волчанска по «Золотому кольцу России».
Вот так выглядел набор из 21-го значка в полном комплекте в далёкие 70-е годы с изображением гербов древних русских городов.
Картонный складень с аннотацией и официальным клеймом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Все значки изготовлены из алюминия, покрыты цветной эмалью и термостойким лаком, зажим (застёжка) выполнена в виде булавки. Полный набор можно было купить в киосках «Союзпечати», на почте, в книжном магазине, но только в конце года. Как и сейчас серию запускали в январе и каждый месяц на прилавках появлялись один-два значка из набора.
Советские геральдисты тщательно следили за выпуском очередного значка из серии, а потом находили этот город на карте, обращались к «Гербовнику Российской империи», чтобы узнать, чем же примечателен был этот город и что легло в основу его геральдического изображения.
«Золотое кольцо» — так называется туристический маршрут по древнерусским городам Центральной России, в которых сосредоточены замечательные историко-архитектурные памятники древнего зодчества, гордость и слава нашей национальной культуры.
В 1975 году вышла книга В. Попадейкина и В. Струкова «Золотое кольцо», в которой авторы собрали интереснейшие сведения о древнерусских городах. В данной статье мы не раз обратимся к этому познавательному источнику.
Путешествие по «Золотому кольцу» конечно же начинается в столице нашей страны.
Перед нами герб Москвы. Вот как описывает его «Гербовик Российской империи», составленный в 1899 году П. П. фон Винклером: «В червленом щите Святой Георгий Победоносец в серебряном вооружении и в лазуревой мантии на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым с восьмиконечным крестом наверху копьем».
На 70-м километре от Москвы Ярославское шоссе подходит к Загорску. До 1930 года город назывался Сергиев Посад.
Далекое его прошлое связано с историей Троице-Сергиева монастыря, основанного в XIV веке Сергием Радонежским. Эта история ярко отражена в гербе города. В лазуревом щите серебряная монастырская стена с лазуревыми швами и закрытыми черными воротами, за которой возникает серебряная башня с золотым чешуйчатым куполом, увенчанным русским крестом, и сопровождаемая двумя золотыми бердышами в столбе на таких же древках. В вольной части помещен герб Московский, поясняющий, что город входил в Московскую губернию.
Многие события в истории Московского княжества связаны с этим монастырем. Здесь русские князья во главе с великим князем Московским Дмитрием Донским получили напутствие на битву с татарами. Три тысячи защитников монастыря выдержали длительную осаду польско-литовских интервентов. За стенами монастыря укрывался от восставших стрельцов Петр Первый.
Следующая губерния на маршруте «Золотого кольца» — Ярославская. Здесь мы познакомимся еще с четырьмя древними российскими городами.
Время рождения Ярославля относится к началу XI века, когда на берегу Волги князь Ярослав основал небольшую крепость, как форпост обороны Ростова Великого. Древняя легенда повествует, что в здешних местах находилось поселение язычников, поклонявшихся Медведице. Когда князь с дружиной прибыл в Медвежий уголок, как называлось тогда это место, жители выпустили из клетки Медведицу. Ярослав зарубил ее секирой, и на том месте поставили крепость.
Поэтическая легенда отразилась и в гербе города: «В серебряном щите медведь держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке». Добавим, что медведь означает в геральдике предусмотрительность и силу. Город входил в состав Ростово-Суздальского княжества, а с 1218 года он становится столицей Ярославского удельного княжества.
Жители Ярославля под знаменем Александра Невского участвовали в Ледовом побоище, а под предводительством Дмитрия Донского – в битве на Куликовом поле. Разорение городу принесла польская интервенция.
В апреле 1612 года в город вступило народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским. Оно вышло в поход для освобождения от интервентов Москвы. В 1777 году – это год основания нашего Ставрополя – Ярославль получает статус губернского города.
Второй город в Ярославской губернии – Ростов Великий. В его гербе, в червленом поле – олень серебряный, а рога, грива и копыта – золотые. В своей книге «Старинные гербы российских городов» Н. А. Соболева, известный специалист, изучающий проблемы геральдики, описывает появление ростовского герба на печати Ростовской воеводской канцелярии. Его сотрудник Петр Андронов купил на ярмарке у приезжего продавца печатный лист, «на котором показана персона государыни императрицы Анны Иоановны и около той персоны разных городов гербы, в том числе герб города Ростова с изображением оленя».
Первым независимым ростовским князем был Юрий Долгорукий. При нем княжество расширилось, а Ростов получил звание – Великий. Однако Юрий, видимо, опасаясь козней бояр, избрал себе местожительство Суздаль, почему княжество именовалось Ростово-Суздальским.
После Юрия княжил Андрей Боголюбский, сделавший столицей город Владимир. В период княжеских междоусобец Ростов и Владимир боролись за первенство. Лишь в 1216 году Ростов стал великокняжеским городом, которому подчинялись Владимир, Ярославль, Тверь, Углич и даже Москва.
В Ярославскую губернию входил и уездный город Рыбинск. Известен он с XII века, как рыбацкая слобода на Волге. А с XVI века это один из крупных торгово-транспортных центров России.
В 1777 году – как часто встречается эта дата – слобода становится городом. Гербом был определен червленый щит, на верхней половине которого изображался выходящий из воды медведь, как символ Ярославской губернии, а на нижней – две рыбы и две лестницы, как принадлежность пристани.
В состав Ростово-Суздальского княжества входил и город Углич. При Иване Калите к началу XIV века он вошел в состав Московского княжества. Последним удельным князем Углича повелением Ивана Грозного стал его сын Дмитрий.
В период царствования Федора Ивановича царевич с матерью выслан был в Углич под надзор людей Бориса Годунова. 15 мая 1591 года в Угличском Кремле раздался набат. Сбежавшемуся народу объявили, что возле дворца зарезан царевич. В городе пронесся слух, что это дело рук людей Бориса Годунова. Народ бросился избивать представителей власти Годунова.
В Углич прибыла следственная комиссия, которая объявила, что царевич зарезался сам, упав на нож во время припадка. В начале XVII века в русские земли вторглись интервенты. По городам пошли слухи, что в Угличе убит не Дмитрий, что царевичу удалось скрыться, появились самозванцы.
В 1606 году царь Василий Шуйский, желая доказать, что в Угличе умер настоящий Дмитрий, послал туда верных людей во главе с митрополитом Филаретом. Останки царевича торжественно, под колокольный звон и пение молитв перенесли в столицу и похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.
Славна древними городами, входящими в «Золотое кольцо», и Владимирская губерния. В 1108 году киевский князь Владимир Мономах на месте славянского поселения на берегу Клязьмы основал город, получивший его имя и ставший одним из укрепленных пунктов Ростово-Суздальского княжества.
После смерти Мономаха князем стал его сын Юрий Долгорукий, построивший во Владимире каменный храм и новый княжеский двор. Владимир стал столицей обширных владений.
Андрей Боголюбский, сменивший на престоле Юрия Долгорукого, принял титул великого князя, и с тех пор все владимирские князья носили это звание. В начале XIV века город Владимир теряет политическое значение, уступив первенство Москве. Но он остается крупным губернским городом.
В 1781 году он получил герб, на щите которого в красном поле – стоящий на задних лапах лев, с железной короной на голове, в передней правой лапе он держит длинный серебряный крест. Здесь полностью соблюдена символика: лев – символ власти, силы, храбрости и отваги, милости и великодушия. Все это есть во многовековой истории города Владимира.
Авторы книги «Золотое кольцо» представляют еще один древнейший город Руси, находившийся во Владимирской губернии, — Суздаль.
В гербе его – на синем поле сверху, на красном внизу – птица сокол в княжеской короне с поднятыми крыльями, как символ красоты, храбрости и ума. В конце XI века суздальские земли стали уделом Владимира Мономаха. Сын его Юрий Долгорукий, напомним, был первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской земли со столицей в Суздале.
В 1796 году была образована Владимирская губерния, и Суздаль стал ее уездным городом. Он утратил и значение религиозного центра, так как епархия была переведена во Владимир.
В Суздале богата событиями история Покровского монастыря, расположенного на берегу реки Каменки. Иван Грозный сослал в монастырь одну из своих жен, Анну Васильчикову. Сюда была заточена дочь Бориса Годунова Ксения. Сослали в монастырь и жену царя Василия Шуйского. Последней узницей Покровского монастыря была Евдокия Лопухина, первая жена Петра Первого.
Интересен герб города Александрова, тоже из Владимирской губернии. В нижней части его, как говорится в «гербовнике», — «в красном поле слесарные тиски и две по сторонам наковальни в знак того, что в сем городе производят весьма изрядные слесарные работы».
Первое письменное упоминание об Александрове, тогдашней Новой Александровской слободе, находим в завещании Дмитрия Донского от 1389 года. Эта вотчина в окружении глухих лесов становилась местопребыванием московских князей во время охотничьих потех.
Александровская слобода была любима Иваном Грозным, при нем она достигла наивысшего расцвета, особенно когда в 1565 году царь переехал сюда вместе со своими приближенными. В эти годы она, по сути дела, стала столицей Русского государства.
Вблизи Александрова расположен старейший русский город Переславль-Залесский, основанный в XII в. великим князем Юрием Долгоруким. Построенный, как твердыня, защищавшая Ростово-Суздальское княжество, он вскоре стал центром самостоятельного удельного княжества.
Здесь родился герой русского народа Александр Невский, отсюда отправился он с дружиной защищать русские земли от немецких крестоносцев. В конце XVII века Плещеево озеро, на берегу которого стоит Переславль-Залесский, стало колыбелью русского флота.
В Переславль-Залесском Петром Первым была построена Переславская флотилия, о чем напоминает установленный памятник первому российскому императору.
Интересно название еще одного города Владимирской губернии – Юрьева-Польского, который всего на пять лет моложе Москвы. Основал его, как можно догадаться, Юрий Долгорукий в 1152 году, как форпост обороны Владимиро-Суздальского княжества.
Название «Польской» идет от раскинувшихся вокруг широких полей и безлесья. Город неоднократно становился ареной междоусобной борьбы удельных князей, подвергался набегам монголо-татар. В начале XV века, при Иване Калите, включен в состав Московского княжества.
Утверждение, что герб отражает историю города, ярко подтверждает герб Костромы. В его голубом поле плывет по волнам галера под Императорским штандартом. А появилась она в гербе не случайно. В 1767 году Ее Императорское Величество Екатерина Вторая предприняла путешествие по Волге от Твери до Казани на построенной специально для этого галере.В память посещения императрицы Костромы и был утвержден в том же году герб с бегущей по волнам галерой.
И снова мы упоминаем имя Юрия Долгорукова, который и заложил в 1152 году на берегу Волги у впадения в нее реки Костромы крепость. Войдя в состав Московского княжества Кострома стала одной из крепостей русского государства на Волге.
В 1778 году Кострома получила статус губернского города. С Костромой связано имя славного русского патриота Ивана Сусанина. Отряд польских интервентов заставил старого крестьянина быть проводником. Зимой 1613 года Сусанин завел врагов в непроходимое лесное болото, откуда невозможно было выбраться. Ни угрозы, ни пытки шляхтичей не смогли заставить Сусанина изменить Родине.
Ещё один из древних городов России — Тутаев. Город расположен на обоих берегах реки Волги. Он возник в результате объединения двух самостоятельных городов — Романова и Борисоглебска.
Тутаев основан во 2-й половине XIII века. Первые упоминания о поселениях на Борисоглебской стороне были ещё до постройки Романова.
В 1238 году Ярославль подвергся монгольскому нападению, часть ярославцев, сбегая от нашествия, поселилась в Борисоглебске. Позднее князь Роман Владимирович, приехав в будущий Борисоглебск, увидел на другом берегу место, идеальное для создания укрепленного поселения, так что первыми строителями Романова были борисоглебцы и осевшие беженцы из Ярославля.
В 1822 году Романов и Борисоглебск были объединены в единый город Романов-Борисоглебск, это было сделано в соответствии с указом Александра I от 30 мая 1822 года и объяснялось целями экономии по управлению городами.
Гербы самостоятельные до 1822 года частей Тутаева (Романова-Борисоглебска) были утверждены 31 августа 1778 года.
В 1918 году город Романов-Борисоглебск переименовывают в честь красноармейца И. П. Тутаева, который погиб в боях при подавлении Ярославского мятежа.
Во время Великой Отечественной войны, которая не дошла до города, порядка 22000 горожан отправились на фронт. По сей день левобережная часть носит название Романовской стороны, а правобережная — Борисоглебской.
О начале Шуи – города, или как выражаются древние грамоты, пригородка, придания говорят, что он является одним из самых древних городов и был некогда столицей Белой России.
Само слово шуя на сарматском языке означает столица. Такое название дает повод думать, что в древние времена город был крупным и знаменитом.
Еще одно предание, сохранившиеся в устах народа, гласит, что посад Шуя известен был прежде под именем Борисоглебской слободы, получившей свое название от одноименной церкви, находившейся здесь. Борисоглебская церковь находилась здесь до того времени, когда приспешник самозванца Лжедмитрия сжег её во время своего набега на Шую.
О Борисоглебской слободе есть легенда. Митрополит Московский Алексий, проезжая мимо селения в Золотую Орду для врачевания ханской жены, спросил бывших при нем людей: «Что это за место?». Ему ответили, что это Борисоглебская слобода. После этого он, обратясь к ней, будто бы благословил её следующими словами: «На месте сем возникнет и умножится богатством город Шуя».
Что город Шуя раньше назывался Борисоглебской слободой, доказывает и грамота Ивана Грозного, данная в 1574 году боярам Лазаревым. В этой грамоте говорится, что поместье Лазаревых находилось близ самой Шуи в «Борисоглебском или Шуйском стану», что означает одно и то же.
Во время разделения Руси на княжества Шуя сначала относилась к Ростовскому княжеству, а затем к Суздальскому. Считается, что потомки князей Суздальских, получив в удел Шую, стали называться князьями Шуйскими. Так, историк Устрялов, в своей родословной таблице князей Шуйских прямо производит их от князей Суздальских Василия Кирдяпы (1407 г.) и его сына Юрия. От последнего был сын Василий Юрьевич. Он-то первый и стал называться князем Шуйским.
В 1781 году императрица Екатерина Великая издает указ об образовании Владимирского наместничества и утверждает герб города Шуи.
Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделенный на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард – символ губернского города Владимира. А в нижней части – кусок мыла. Почему? Одним из самых древних местных промыслов считалось мыловарение. На Борисоглебскую ярмарку съезжались специально за шуйским мылом со всех концов Руси. Поэтому на шуйском гербе императрица повелела изобразить «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы».
В157 км к востоку от Владимира на автотрассе М7 «Волга» расположен древний горд Гороховец. В древние времена эти места были заселены финно-угорскими племенами мерян как минимум с VI века, о чем свидетельствуют 69 мерянских захоронений в роще на Пужаловой горе.
В X-XI веке сюда пришли славяне, смешавшиеся со временем с местным населением. Вероятно, город существовал здесь уже в XII веке — с той поры сохранился мощный земляной вал на вершине горы, некогда защищавший детинец.
В 1239 году Гороховец был разорен монголо-татарами. В Лаврентьевской летописи (1377) об этом событии сказано так: «В лето 6747 (1239) на зиму взяша Татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша, и град Святые Богородицы Гороховец пожгоша а сами идоша в станы своя. Тогды же бе пополох зол по всей земле и сами не ведаху где хто лежит».Свидетельство летописи — первое письменное упоминание о городе.
В конце XIV века при Василии I Гороховец вошел в состав Московского княжества и стал важным военно-стратегическим пунктом на восточной границе. Вскоре он стал центром волости. Местное население занималось земледелием, ремеслом и торговлей, вокруг появились деревни и починки.
В 1539 году казанские татары разорили волость. По легенде, когда враги стали осаждать Гороховец, в лучах заходящего солнца над горой появился образ огромного воина с мечом в руках. В панике враги отступили, а гора с тех пор стала называться Пужаловой. От древнего детинца на Никольской горе она отделена оврагом.
В 1563 году владельцем Гороховца становится шурин царя Ивана Грозного, кабардинский мурза Михаил Темрюкович Черкасский (до крещения Салтанкул, до 1540-1571). После присоединения Казанского и Астраханского ханства к Московскому государству, Гороховец утратил свое военное значение и превратился в торгово-ремесленный центр.
В конце XVII — начале XVIII века город, расположенный на торговом пути по Клязьме, переживает период расцвета.
Первый герб Гороховца утвержден вместе с остальными гербами Владимирского наместничества 16 августа 1781 года (ПСЗ РИ № 15205). Описание герба: «В верхней части герб Владимирский; в нижней части «в золотом поле выращенный на черных тычках горох».
В 1859 году составлен проект герба Гороховца по новым правилам 1857 года: «В золотом поле зеленая гороховая лоза на зеленом же холме». В вольной части герб Владимирской губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной, окружен золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой.
Кинешма — небольшой старинный город с необычным названием расположился на живописном берегу Волги в 400 км к северо-востоку от Москвы и в 100 км от Иваново.
Около четырёх тысяч лет назад на этих землях жили финно-угорские племена меря и чудь. Вероятно, топоним «Кинешма» имеет финно-угорское происхождение и может переводиться как «Пенная (река)», «Глубокая вода», «Спокойная гавань» и даже как «Каменное зерно, спрятанное в болотах».
Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1429 году. Кинешма наряду с Костромой, Плёсом, Солдогой и Лухом подверглась опустошению ордами казанского хана Махмут-Хази. Это свидетельствует о том, что Кинешма в начале XV века была уже значительным поселением.
В 1466 году бежали вниз по Волге мимо Кинешмы торговые суда «Офонасия Тферитянина и Василия Панина».
В 1482 году Иван III, царь всея Руси, пожаловал Лух, Кинешму и Вичугу князю Фёдору Ивановичу Бельскому в качестве подарка по случаю сочетания браком князя с рязанской княжной Анной, родной племянницей царя. В дарственной говорится: «А что есмы пожаловал князя Ф.И. Бельского, дал есмы ему в вотчину город Лух, да волости — Вичугу да Кинешму…» (Ф.И. Бельский был потомком польских и литовских королей). Бельские владели Кинешмой около ста лет, а потом город снова «отошёл на государя». Прошло уже пять столетий, а так и сохранилось название части города — Беловская.
Герб города Кинешмы утвержден 29 марта 1779 года (ПСЗ, №14884) вместе с другими гербами городов Костромского наместничества. В верхнем поле герб костромской (только галера изображена с кормы с фонарями и опущенными лестницами), внизу «в зеленом поле два свертка полотна, изъявляющие, что сей город оным производит знатный торг».
В 1778 году, при организации Владимирской губернии слившиеся обе слободы — Вязниковская и Ярополченская — указом Екатерины II были объявлены уездным городом Вязники Владимирской губернии. Так и началась история славного города под названием Вязники.
В 1960-х годах археологи В. В и М. В. Седовы раскопали древнее городище, имевшее название «Пирово-Городши». Этот город XII века был обнесен земляными валами и находился в 6 километрах от Вязников, на высоком правом берегу Клязьмы, вниз по течению. Исследование показало, что город был разорен и сожжен, по-видимому, в период татаро-монгольского нашествия в XIII веке. Как выяснили археологи, здесь скрывался большой и древний город Ярополч.
К XVII веку под городом Ярополч, на подоле вдоль Клязьмы, вырастает другая слобода, которая получила название Вязниковской. О ней неоднократно упоминается в документах XVII века.
В 1657 году по указу царя Алексея Михайловича в Вязниковской слободе на Мининской горе «был сделан земляной город с каменными башнями по углам, а по валу дубовые стены». С этих пор в указах царей стали писать «в селе Мининском внутри Ярополча». Гора и поныне носит название Мининской; она была названа так, потому что на ней когда-то останавливался со своим ополчением Козьма Минин.
По переписным книгам 1678 года в Вязниковской слободе значилось 264 двора жилецких с населением 685 душ мужского пола и 13 дворов ни-щих-бобылей с населением 22 души мужского пола.
В 1703 году пожар уничтожил слободку на горе Ярополч, а жители, спустившись на подол, в сохранившуюся Вязниковскую слободу, еще более увеличили ее.
Вязниковская слобода славилась пеньковым промыслом, выработкой канатов. В 1715 году Петр 1 в своем указе писал: «… размножить пеньковые промысла, например, как обычно промышляют в Пскове и Вязниках». Вскоре на горе Ярополч вновь стали появляться рубленые избы, которые со временем получили наименование «Ярополченская слободка», или просто Ярополч.
В 1778 году, при организации Владимирской губернии слившиеся обе слободы — Вязниковская и Ярополченская — указом Екатерины II были объявлены уездным городом Вязники Владимирской губернии.
В середине XII столетия на высоком берегу реки Клязьмы князь Андрей Юрьевич Боголюбский основал село Рождественское с деревянной Церковью в честь Рождества Христова. С этого времени и начинается история города Коврова, насчитывающая более восьми веков.
При Великом князе Юрии Долгоруком поселился в этих местах зверолов Елифан, поставлявший князю зверей и прочую дичь, а место его жительства получило название Елифановка. Сын Юрия Долгорукова князь Андрей, возвращаясь из Суздаля в Стародуб, из-за вьюги сбился с пути и чудом вышел на избушку охотника Елифана. И в благодарность за чудесное спасение князь Андрей приказал близ хижины зверолова соорудить деревянную церковь. По Христорождественской церкви маленькая деревенька Елифановка вскоре стала именоваться селом Рождественским, которое с конца XV века уже упоминается в исторических документах.
В XIV столетии село Рождественское было пожаловано в отчину князьям Коврам, из фамилии Стародубских. Название Ковры пошло оттого, что князь Андрей Федорович во время Куликовской битвы с Мамаем в 1380 году ворвался в шатер хана и взял из нее дорогой ковер. За такой подвиг Великий Князь Дмитрий Иоаннович Донской и назвал князя Андрея Ковром. По имени новых владетелей село Рождественское начало называться Коврово.
В 1567 году Коврово было подарено князем Иваном Семёновичем Ковровым суздальскому Спасо-Ефимьевскому монастырю и оставалось вотчиной монастыря до 1764 года. С учреждением в 1764 году монастырских штатов Коврово стало экономическим селом.
Новая страница ковровской истории началась с царствования императрицы Екатерины II, по указу которой 1 сентября (по старому стилю) 1778 года в составе Владимирского и Костромского наместничества был учреждён Ковровский уезд, а село Коврово получило статус уездного города. Эту дату и принято считать днем рождения города.
В1817 годув Коврове насчитывалось 177 домов и 887 жителей, имелось 2 церкви. Открытие города Коврова производил Владимирский наместник граф Р.И. Воронцов, который любил охотиться в густых Ковровских лесах. Встречая во время охоты множество зайцев, по представлению наместника утвержден герб для г. Коврова: в нижней части сидящие два зайца в зеленом поле, в верхней – герб Владимирский (в красном поле стоящий на задних лапах лев).
В Коврове родились и выросли художник-портретист А. М. Колесов, писатель Сергей Никитин, Герои Советского Союза Владимир Бурматов и Павел Ранжев, рок-поэт Александр Непомнящий и Константин Эрастов. Уроженцем Коврова является и Яцунский Игорь Марианович— участник создания первого искусственного спутника Земли.
Муром – это один из немногих русских городов, которые по праву могут называться историческими центрами России. Муром расположился на семи холмах на левом берегу реки Оки. Название города произошло от имени финно-угорского племени мурома, жившего в этих краях до прихода славян.
Точная дата основания города неизвестна, но он упоминается в Повести временных лет под 862 годом. Согласно летописям, земли, на которых был построен Муром, всегда были богаты различными дарами природы, отчего город оказался очень привлекательным для жизни. Крупные поселения стали появляться здесь еще со времен каменного века. Впрочем, не все так безоблачно было в жизни муромцев.
В X веке, войдя в состав Киевской Руси, Муром оказался форпостом на восточной границе страны. То есть, город был вынужден встречать всех неприятелей, пришедших с востока. Именно здесь, в муромском селе Карачарово родился герой былин богатырь Илья Муромец.
В 15 веке город ненадолго посетил царь Иван Грозный, направлявшийся со своим войском в Казань. Благодаря успешности его похода в Муроме появилось первые каменные церкви, некоторые из которых дошли и до наших дней.
Несколькими столетиями позже Павел I, проезжая через Муром, заметил, что остался им доволен. Больше всего императора восхитила архитектура города и его расположение.
В 1863 году Муроме был построен водопровод, ставший первым во Владимирской губернии. Примерно тогда же здесь начали свою работу чугунолитейный и механический заводы, а так же хлопчатобумажная и льнопрядильная фабрики. Незадолго до революции в городе появились и железнодорожные мастерские.
До первой половины XVIII века Муром имел другой герб, совершенно отличный от того, который дошёл до наших дней: «Стена белая и рука из облака, которая на золотой цепи держит корону княжеску над полем лазоревым». Белая стена — символ пограничного форпоста на восточных рубежах, которым являлся город. И символ мрамора, из которого «муравили», т.е. возводили стены. Рука из облака — сиречь Божественное благословение городу, а княжеская корона — напоминание о том, что Муром некогда был центром Муромо-Рязанского княжества. В целом, первый герб Мурома — это военная эмблема, которая олицетворяла успех русского оружия и ратные победы России.
Новый герб города Муром существует с 16 августа 1781 года. Геральдический щит разделён пополам горизонтально. В верхней его части, как знак могущества и защиты, расположен губернский герб — Владимирский: на красном поле стоящий на задних лапах лев, который держит в правой лапе длинный серебряный крест. На голове льва железная корона. Нижняя часть — это синее поле с изброженными на нём тремя калачами, которыми «сей город отменно славится». В простонародье жителей Мурома называли калачиками. В городе по особому рецепту изготавливали знаменитые муромские калачи, которыми угощались во время проезда через город императрица Екатерина II в 1767 году, и в 1798 — император Павел I. Золотой цвет изображенных калачей — символ богатства и великодушия.
Мы завершаем путешествие по «Золотому кольцу» еще в одном городе Костромской губернии – Галиче. Это одно из древних мест русского заселения.
Галич Мерьский, как его называли в старину, впервые упоминается в летописи в связи с разорением Ярославля и других городов полчищами Батыя. К этому времени Галич был уже крупным городом. Воинская доблесть Галича отражена в его гербе, утвержденном 20 марта 1779 года. . Автором его, как и других городских гербов, был «малярный мастер Гезель, а малевал их на знаменах Андрей Баранов».
В 1779 году правительство, снова утверждая гербы городов Российской империи, оставило Галичу старый герб, без каких-либо изменений. Городской герб – символическое изображение, отражающее специфику города и самое характерное в его историческом прошлом. В гербе все символично: не только изображения, но и цвета, краски. Например, герб Галича всегда рисуется на красном, «червленом» фоне. А «червленый» цвет, как говорит геральдика, — символ храбрости, мужества, неустрашимости. Галичский герб представляет собою изображение воинской арматуры. В центре – старинное защитное вооружение – панцирь. По сторонам его – десять боевых знамен (по пять с каждой стороны) и древнее оружье рукопашного боя – секира. В нижней части герба – боевые барабаны и барабанные палки.Воинская арматура, как и «червленый» цвет фона, на котором она изображена, символизируют военную славу Галича, его героическую борьбу с татарским нашествием ХШ века, с казанскими набегами в ХIY-ХYI веках, с польской интервенцией начала ХYII века…
Вот вроде бы и всё. Для тех, кто интересуется историей Государства Российско наше виртуальное путешествие по музейным фондам только затравка, для любопытствующих — расширение кругозора, а для сторонних от истории людей — возможный толчок к самообразованию.
Засим прощаюсь. До новых и волнительных встреч в бездонных лабиринтах Интернета.