Ох уж эти женские штучки
Для заманивания мужчин!
Макияж, разрезы на юбке,
И немыслимый маникюр,
Бижутерия, бантиком губки,
Томный взгляд, кружева от кутюр…
Каблучок, в обтяжечку брючки,
Декольте и вздох без причин…
Женские аксессуары – это бесчисленные модные мелочи: сумки, платки, шарфы, шляпки, очки, зонтики, статуэтки, парфюмерия, бижутерия, журналы и книги для рукоделия, а также многое и многое другое.
На нашей виртуальной выставке мы представляем взору благодарного посетителя «дамские штучки» 50-х — 80-х годов ХХ века.
И начнём мы путешествие с самого загадочного предмета — с дамской сумочки. В чём загадка?
Женский ридикюль. СССР. 80-е годы ХХ века.
Многие мужчины в шутку такие миниатюрные сумочки сравнивают с однокомнатной квартирой. Проверить это утверждение можно просто — попробуйте высыпать содержимое сумочки на стол…Оказывается, вот в эту миниатюрную сумочку-ридикюль женщины умудрялись положить не только приличный набор косметики-парфюмерии, носовой платок, духи, но и кошелёк.
Женский бархатный ридикюль. СССР. 80-е годы ХХ века.
А современные дамы присовокупляют к перечисленному ещё и мобильный телефон.
Женский бархатный клатч. Индия. 50-е годы ХХ века.
О такой сумочке может мечтать современная модница! Бархатный клатч расшит люрексом и украшен «золотым шнуром». Правда в такую сумочку много не положишь, не позволит плотный внутренний каркас.
Женская сумочка из искусственной кожи. СССР. 60-е годы ХХ века.
Ещё один представитель сумочного царства. В такую сумочку некоторые женщины умудрялись «запихать»: 1 кг сахара, пачку сливочного масла и буханку хлеба. Кошмар! Дамы, для продуктов есть авоськи…
У этой сумочки одно отделение, но предусмотрен карман для миниатюрного кошелька. Интересная застёжка — механизм примитивного устройства, но как показало время — достаточно надёжный, он и сейчас в хорошем состоянии. Длинный, тонкий ремешок для ношения сумочки на плече к сожалению утерян.
Женская сумочка багет. СССР. 60-е годы ХХ века.
Этот представитель советской кожгалантереи более массивный и изготовлен на фабрике в Ростове-на-Дону. Имеет два отделения и небольшой карманчик для мелочи.Простой замок-защёлка легко открывается одним нажатием пальца.
Цена такой сумочки составляла 59 рублей — по тем временам приличная сумма! Один плюс — кроме документов, кошелька (портмоне) и плоских предметов в клатч ничего не поместится.
И это тоже сумочка багет советского производства 60-х годов прошлого века.
А вы знаете, что:
- Первое упоминание о сумке было зафиксировано в древнегреческой мифологии. Первую сумку в истории человечества по преданию подарили Персею нимфы, чтобы он сложил в нее голову побежденной Медузы Горгоны.
- Самая большая в мире сумка Kelly Hermes, ее высота составляет более 3 метров, однако свою популярность она заслужила больше как арт-объект, нежели как женский аксессуар. В такой «сумочке» можно не только стоять в полный рост, но и жить взрослому человеку!
- Самый большой музей сумок находится в Амстердаме! Музей посвящен истории сумок и включает в себя самые невероятные и диковинные шедевры, принадлежащие сильным мира сего и просто известным людям. Так, самая старая сумочка датирована аж началом 16 века! Всего в музее насчитывается более 4 000 экземпляров женских и мужских аксессуаров.
Предлагаем вашему вниманию интересный экспонат нашего музея, который является одним из представителей моды конца 60-х начала 80- годов ХХ века — это кошелёк с бисерной вышивкой. Подобные кошельки были доступны всем слоям населения, их можно было купить в универмаге, комиссионке или как сопутствующий товар в кожгалантерее. Считается, что в России повальная мода на вышивку бисером появилась только в XVIII веке. Не будем спорить, сегодня речь не бисере…
А это весьма популярная и довольно дефицитная вещь — монетница. Обычно выглядела как прямоугольная коробочка из не тяжелого блестящего металла, закругленная по краям, со специальными «дырочками» для копеек разного достоинства и соответственно диаметра. Отсеки эти снабжались пружинным механизмом, чтобы удерживать монетки. Как и многие советские сувениры, этот аксессуар нередко украшали надписи и эмблемы типа «Москва», «Выборг» и т. п. Об этот предмет при попытке пополнить его звенящей наличностью (или наоборот, извлечь ее) периодически ломались ногти. Но все равно этой «прикольной штуковиной» очень любили играть дети. А тот, кто притаскивал такую в школу, тот выглядел очень круто! Сейчас подобные аксессуары тоже попадаются в продаже, но современные – чаще пластмассовые. А классическую старую советскую монетницу можно приобрести по объявлению уже в статусе практически полноценного антиквариата.
«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»… Так сказал поэт, и он был прав! Оказывается, о маникюре думали даже древние люди еще в железном веке, а уж они-то делами были заняты постоянно. Как же было не заняться своими ноготками красавицам времен Древнего мира и других эпох? История маникюра насчитывает более 3 тысяч лет, а вместе с ней и наборы маникюрных инструментов.
Вот и в нашем музее хранится маникюрный набор начала 50 годов ХХ века. На лицевой стороне тиснение с видом Большого театра г. Москва. В нашем наборе есть: маникюрные ножницы, шабер -пушер трёх видов.
А теперь о пудреницах – какие они были в советское время?
Пудра действительно многовековая спутница обольщения, пудрить лицо и шею не забывали даже тогда, когда утвердилась мода на бронзовый загар.
В СССР пудра на протяжении многих лет имела свой неизменный состав, в который входили: тальк, окись цинка, двуокись титана, белая глина, мел и другие минеральные и растительные вещества. К слову сказать, об аллергии тогда даже и речи не было. Лучшей пудрой считалась рисовая, так как именно она придавала желанный матовый оттенок.
Компактные пудры на протяжении долгого времени оставались в картонных коробочках, но без пуховки. Пуховку заменяли шариками. которые катали из аптечной ваты.
В нашем музее хранятся вот такие компактные: пудра «Олимпиада-80» фабрика «Уральские самоцветы» (г. Свердловск), пудра «Лебяжий пух» Харьковская парфюмерно-косметическая фабрика, пудра «Гвоздика» Фабрика «Новая заря» (г. Москва).
Советские женщины знают что такое чешская бижутерия. Jablonex — название этой бижутерной фирмы в СССР было очень хорошо известно. Почти вся бижутерия, которая продавалась в Союзе, была произведена на этой фирме. Но мало кому известно, что Яблонекс являлся одним из самых крупных производителей бижутерии в мире. И не случайно. В Северной Богемии много веков производилось прекрасное художественное стекло и хрусталь, бусины, бисер и стразы, необходимые для бижутерии. На нашей выставке приставлены шлифованные бусы, которые и через 50 лет переливаются радужным светом.
А эти бусы не спутать ни с чем — нитка серого жемчуга. Завораживающая красота жемчуга – это доказательство того, что магия существует. Жемчуг имеет свой темперамент, излучает особенную энергию и активно притягивает к себе. Жители Японии считают, что научившись понимать и чувствовать энергетический потенциал жемчуга, вы сможете управлять его силой, и использовать её на благо своего здоровья и благополучия.
Бусы зелёного цвета выполнены из поделочного камня, но о название оного нам ничего не известно.
История накладных воротников началась еще в Древнем Египте, где мужчины носили круглые накладные воротники-оплечья. У знатных египтян, например, оно состояло из стеклянных бусин и драгоценных камней, а военных можно было узнать по оплечьям с красными полосками.
Интересно, что в старину на Руси тоже использовали округлые оплечья, которые носили название «бармы». Их украшали жемчугом, драгоценными камнями, искусной вышивкой и надевали поверх одежды. Бармы были привилегией царей и богатых княжеских родов. В нашем случае накладной воротничок выполнен из крупного бисера и бусин и имитацией перламутрового покрытия.
Мировой пик популярности накладных ажурной вязки воротничков пришёл на конец XIX века, и вот уже почти полтора столетия человечество не желает с ними расставаться. А в России плести кружева начали в XVII веке. В московской Мастеровой палате, обслуживавшей царский двор, в 1675 году трудилось десять кружевниц. Изначально за образец брали иностранные рисунки, но вскоре появились и свои художники при дворе. Ниш воротничок вязали крючком из х/б нити 10 номера.
И снова бижутерия. Красивый бижу набор советского производства, жаль на таких вещах не ставили клейма и по этой причине завод-изготовитель нам неизвестен.
Узнаёте? Эти штучки называются — клипсы. Не все женщины решались проколоть свои нежные мочки ушей. Но безвыходных ситуаций не бывает! В СССР клипсы можно было купить и в универмаге, и в киоске «Союзпечати». Столь привычное украшение как клипсы, на самом деле появилось недавно, а вошло в моду так и вовсе какие-то сто лет назад, до того альтернативы сережкам.Настоящий бум клипс среди женщин произошел после Второй мировой войны, когда вошли в моду крупные серьги из синтетических материалов, относящиеся больше к бижутерии, чем к драгоценностям. Как материал, так и форма как нельзя больше подходили для использования клипсы вместо ножки-штифта. Тут-то и наступил звездный час серег-клипс, с приливами-отливами продолжающийся и по сей день.
Вот мы и дошли до парфюмерии. В нашем случае упаковочная коробка для набора «Алые паруса» и бутылёк из по духов «Людмила».
Вот так выглядел набор «Алые паруса» (г. Николаев) в начале 60-х годов ХХ века.
А это поздний вариант — 80-е годы ХХ века.
Но пирамида «Алых парусов» оставалась той же и выглядела приблизительно так: начальные ноты — жасмин, гвоздика (цветок), белые цветы; средние ноты — роза, иланг-иланг, кедр, лабданум, морские водоросли; ноты базы — бензоин, цибетин, амбра.
Об истории завода можно узнать здесь (Посмотреть)
Переходим к женским штучкам, которые связаны с рукоделием. И первый раритет вы видите на фото — это машинка для поднятия петель на дамских чулках. Как это сделать в домашних условиях подробно описывалось в прилагаемой инструкции.
А это собственно и есть загадочная машинка для поднятия петель…
А это «сестра-подруга-мать» загадочной предшественницы. Машинка для штопки чулок и носков. Эх, чего только не умели советские женщины…
Вязали, шили, вышивали… Для этого им в помощь выпускалось множество книг и журналов, в которых подробно описывалась кройка и шитьё, а главное (!) КАК построить правильно выкройку…..
У каждой деловой женщины были наручные часики. Часовых заводов в Союзе насчитывалось около 20. В нашем музее хранятся изделия часового завода «Звезда» 50-х годов выпуска (г. Углич).
И напоследок, хотим представить гипсовые статуэтки, которые украшали комоды, этажерки, скрыни, столики простых советских женщин. По нашим предположениям эти статуэтки изготовлены мастерами Кунгурской артели инвалидов имени ХVIII партконференции. В 1960-1970-е годы в артели работали художники М.Г. Лисунов, З.П. Позднякова, выпускники Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина, Е.П. Шатиров, З.Р. Басыров, В.П. Шихвинцев, В.Я. Первушин, В.Н. Некрасов. Многие из них сотрудничали с камнерезной и полуфаянсовыми артелями.
На этом наша экскурсия заканчивается. До новых встреч.