Будем знакомы — Я музейный экспонат. Виртуальная экскурсия по музейным фондам.

Доброе время суток, наш уважаемый посетитель! Сегодня мы с вами совершим путешествие в тайную комнату музейного хранителя, в святая святых музея – в хранилище фондов. Вы, наверное, знаете, что музей – это не только экспонаты на выставке. Музей – это сокровищница нашей национальной культуры, он собирает, хранит и изучает памятники материального и духовного наследия прошлого. Да, и простенькая эмалированная тарелка является нашим культурным наследием.

Каждый музейный предмет несёт в себе огромный пласт информации. И эта скромная эмалированная тарелка может рассказать о многом. Например, мы можем не знать хозяина этого предмета, но можем узнать историю целой отросли и она довольно таки интересная.

Оказывается о происхождение эмалированной посуды до сих пор идёт спор учёных всего мира. Возможно находка микенских стеклянных фрагментов, которые были обнаружены в Греции, Кипре и Крите уже в 1200 г. до н. э. относилась … к изготовлению предметов обихода с эмалевым покрытием.

Однако в летописи 800 г. до н. э. упоминается что люди, которые делали качественную эмаль, были ювелирами Кубани и Кавказа , сопровождаемые греками которые применяли бело-синюю эмаль к золотой филигранной работе . Эмалированное покрытие набирало свои обороты в Византии после 500 г. н. э. и достигло своей высоты приблизительно к 1000 г. н. э. наряду с производством драгоценностей, скипетров, кувшинов собора, священной пластины, крестов, гробниц, и чаш.

Хотя китайские и японские мастера усовершенствовал производство изготовления эмалевого покрытия в 600 г. н. э., но это не дало широкого применения в Китае до середины четырнадцатого столетия.

Считается, что кухонная эмалированная посуда официально отсчитывает свою родословную с 1799 г., когда в Соединенных Штатах доктор Хинклинг произвёл первые стальные кастрюли.

Через 40 лет, в 1839 г., фирма Кларка создаёт линию эмалированной кухонной посуды. Посуда этого производителя имела низкую цену, красоту, легкий вес, гладкую глянцевую поверхность и не окислялась соприкасаясь с продуктами в процессе приготовления пищи.

В конце 1900 г. широкое распространение эмалированной посуды нашло своё применение во всех уголках мира так как была доступна и для простых людей.

В 1930-ых годах американские женские журналы рекламировали глянцевую эмалированную посуду которая была представлена разнообразными красками и собственным дизайном производителей.

В 1950-ых годах популярность эмалированной посуды уменьшелась в значительной степени, началось вытеснение кухонной посудой из алюминия .С внедрением более современной технологии на смену старой эмалированная посуда вновь завоевала лидерство по отношению к другим видам кухонной утвари , и возвратилась на рынок в конце 1990-ых годов,чтобы радовать своего потребителя. В наше время эмалированная посуда также широко используется в обиходе каждой семьи. Каждый потребитель кто хоть раз пользовался посудой с эмалевым покрытием скажет, что лучше изделия нет.

Берестяной туесок может рассказать много забавных историй, но мы поведаем вам только одну и небольшую.

Береста — это уникальный природный материал, из которого наши предки изготавливали все необходимое для жизни. Без бересты невозможно было представить славянский быт в прошлые века, когда никто не слышал о научно-техническом прогрессе. Если есть береста, значит, будет одежда, обувь, аксессуары, мебель, кухонная утварь, игрушки и крыша над головой и даже лист для письма.

На бересте спали, в бересту одевались и обувались, в ней хранили продукты, ею отделывали дома и изготавливали лодки. Вся жизнь проходила в окружении бересты, поэтому берестяные мануфактуры росли, как грибы после дождя. Самое интересное, что и сейчас, в век айфонов и айпадов, этот материал не теряет своей актуальности – интересно, почему?

Берестой называют кремово-розовые слои березовой коры, которые скрываются под наружным белым слоем. Этот прочный и гибкий материал, не пропускающий воду и не поддающийся гниению, содержит ионы серебра, которые обеспечивают ему бактерицидные свойства.

Если учесть, что береста снимает головную боль, снижает давление и оздоравливает весь организм, становится понятно, почему из нее делали детские колыбели, шили сарафаны, шапки, лапти и сапоги, мастерили кровлю, писали на берестяной бумаге письма, изготавливали емкости для хранения круп, мяса, рыбы, молочных продуктов и меда, алкогольные наборы из бересты. Парное молоко в берестяной бутылке не прокисало в полуденную жару, а дому, утепленному берестой, были не страшны никакие морозы.

Заготавливали бересту в первые дни лета, когда она наиболее мягкая, гибкая, сочная и легко отделяется от коры. Если делать это правильно, то следующие слои ствола дерева не повреждаются, и береза быстро восстанавливается.

Берестяные изделия изготавливались несколькими способами – из цельной бересты в виде цилиндра (сколотень), из цельных кусков бересты, скрепленных между собой, из плетеной бересты, а также из кусочков березовой коры, сшитых корнем ели, ивы или сосны. Несмотря на то, что берестяные изделия не нуждаются в дополнительном оформлении благодаря живописной бархатной текстуре, народные мастера украшали их резьбой, тиснением, расписывали красивыми узорами и декорировали камнями.

Первые предприятия по созданию берестяных изделий появились в XVIII веке – в это же время стали развиваться и совершенствоваться технологии обработки и украшения бересты.

Один из самых первых заводов был расположен в Шемогодской волости недалеко от Великого Устюга, а местная прорезная береста, украшенная стильным орнаментом, славилась на всю Россию. Из прорезной бересты делали шкатулки, шляпные коробки, дорожные саквояжи, туески, блюда, чайницы, табачницы, кофейные наборы, папиросницы и штофы, большинство из которых отправлялись за границу.

В Вятской и Вологодской губернии были открыты берестяные фабрики по производству туесов и тростей, которые с удовольствием скупали зажиточные горожане.

Олонецкие мануфактуры специализировались на веревках и конской упряжи из бересты, а мелкие предприятия Лодыгинской, Волосовской и Нифонтовской волостей поставляли туеса на городские ярмарки в промышленных масштабах.

На реке Чусовой был расположен огромный завод, считавшийся крупнейшим центром берестяных промыслов Прикамья, где изготавливались туеса с тисненым орнаментом, декоративной росписью и переводными картинками.

В Томске и Тобольске помимо туесов мастера делали «киски» — плетеные ковры из бересты, защищающие от дождя. Сибиряки также специализировались на берестяных ручках для ножей, поплавках для удочек и рыболовных сетей.

В дореволюционной России бурачным (туесовым) промыслом занимались около 120 тысяч мастеров – это занятие считалось источником неплохого заработка и приносило доход Российской империи.

О своём прапрадеде нам расскажет фотоаппарат «Агат-18».

Современную жизнь невозможно представить без фотографии. Помимо традиционных фотоаппаратов камерами оснащены практически все мобильные телефоны и планшеты. Сегодня практически каждый житель нашей планеты знаком или имеет технику для создания фотографии, однако не многие знают, кто изобрел фотоаппарат.

В далеком 16 веке немецкий ученый и астроном Йоганн Кеплер стал первооткрывателем закона преломления и отражения лучей света. Позже эту теоретическую базу использовал Галилео Галилей для работ по созданию телескопа. Телескоп позволил человеку рассматривать звездное небо при помощи линз и зеркал. Оставалось лишь научиться фиксировать изображение.

Спустя 200 лет после изобретения телескопа французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс сумел впервые сохранить изображение при помощи асфальтового лака аналогичного битуму.

Лак обрабатывал падающий свет на стеклянной поверхности в камере-обскуре. Создание первого фотоаппарата в мире можно считать именно от этой отправной точки. Примечательно то, что один из снимков изобретателя, год создания которого лежит в период с 1826-1827 годов, сохранился до наших дней.

Создатель фотоаппарата Ньепс назвал аппарат гелиографом. Впервые он позволял создать изображение без участия художника, как это происходило ранее. Изобретение произвело фурор и послужило толчком для дальнейшего совершенствования камеры-обскуры.

Уже в 1835 году мир увидел негатив, изобретенный Уильямом Тальботом. Изображение, полученное при его помощи, отличалось более высоким качеством, и его можно было копировать.

На дальнейшее развитие фотографии повлияло фотопленки. Произошло это в 1889 году. Американский предприниматель и изобретатель Джордж Истмен получает патент на рулонную фотопленку и несколько позже фотокамеру Кодак.

Эта фотокамера была изобретена именно для работы с фотопленкой в рулонах. Сегодня компания Кодак до сих пор является одним из ведущих производителей фотографической техники.

В 1923 году свет увидел фотокамеру Leica. Начался бум в развитии фотографического дела. Фотоаппараты стали массово обновляться и совершенствоваться. Стали появляться новые производители фотопленки и реактивов для проявления пленки.

Примерно в это же время появился первый отечественный фотоаппарат – Фотокор-1, разработанный в 1929 году, а уже в 1930 увидевший массовое производство. До начала войны было выпущено уже больше миллиона таких фотокамер.

В 1988 компания Fujifilm продемонстрировала миру прототип первой цифровой камеры. Сегодня цифровая камера в том или ином виде есть практически у каждого жителя земли.

Всего за сто с небольшим лет фотография преодолела невероятный скачок в своем развитии. Чего ждать в дальнейшем от фотоиндустирии покажет нам время, но какой был первый фотоаппарат мы уже хорошо знаем.

Вымпел — это обязательный элемент корпоративной (партийной) символики и наградной атрибутики. Вымпелы используются как памятные сувениры и наградные знаки. Вымпел за достижения, успехи всегда считались хорошим поощрительным знаком, подарком. А изображение на вымпеле является хорошей рекламой, продвижением идеи… В таких словах мы можем описать эту «тряпочку» из красного атласа. Как то неуважительно даже.

Но реабилитироваться нам поможет дальний предок вымпела — хоругвь. У многих сразу крестные ходы православных перед глазами замелькали. Ан нет, товарищи, господа хорошие!

Хоругвь — это воинское знамя. И имело распространение ещё в Древней Руси (до крещения) и у славянских народов других стран, а также в казачьих войсках (известна также под названием хорунка, корогва). Слово пришло из тенгрианства. Оно происходит от тюркского хоруг — стяг, знамя и переводится как защита, покровительство. Имеется предположение, что слово позаимствовано у аваров. Носителей военной хоругви называли хорунжий.

В средневековье хоругвью называли подразделение в рыцарском войске в Польше и Литве. В 16-18 веках подразделение в польско-литовской армии соответствовало современной роте.

Историки считают, то вымпелы (хоругви) распространились по миру и прижились благодаря рыцарскому движению, которое сформировалось в 7-8 веке н. э. на территории современной Германии…

Видимо люди, которые писали устав пионерской организации РСФСР и создавали атрибутику, в душе были романтиками — верили в доброе, чистое, светлое. Возможно кто-то из них читал рыцарские романы, слушал баллады.  А скорее всего прагматиками — людьми, которые выстраивали свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов.

Горчица чрезвычайно полезна для человеческого организма. И, вероятно, одно из самых полезных ее свойств – это свойство работать «сжигателем жиров». Каждому читателю стоит самому решать, изучать ли ему вопрос о пользе горчицы на своем столе… Мы же оставим этот вопрос за кадром, и вернемся к истории горчичницы.

Многие коллекционеры предполагают, что в конце 17 – начале 18 веков уже имелись сосуды для сухой горчицы, но споры по их поводу не прекращаются и сейчас. Подавляющая часть коллекционеров горчичниц имеют дело с сосудами для горчицы влажной, а история этой горчицы точно началась с 17 века.

Первое упоминание ложечки для горчицы было найдено в английской газете 1678 года, а сама «чашка для горчицы с крышкой и ложкой» была указана в описи 1721 года.

Приблизительно с 1761 года горчичницы изготавливались уже в достаточном количестве для того, чтобы относиться к ширпотребу.

Первые горчичницы представляли собой простой «барабан» или цилиндр с S–образной ручкой, каковая в верхней части граничила с шарниром, на котором крепилась плоская или слегка куполообразная крышка. Как правило, крышка имела упор для больших пальцев, очень удобный для того, чтобы держать и открывать горчичницу одной рукой, а другой пользоваться ложкой. Чаще всего первые горшочки для горчицы были очень простыми и не украшенными. Лишь малая часть их имела на тулове выгравированные узоры.

Еще один важнейший признак самых первых горчичниц — отверстие для ложки, которое вырезалось из верхнего края тулова горчичницы, а не из края крышки, как стало делаться с последней четверти 18 века, и как это делается и сегодня.

В 1780 году появляются горчичницы на ножках. Встречаются, круглые, овальные, горизонтально и вертикально вытянутые формы горчичниц. В горчичницах не круглой формы ручка иногда на одном конце горшочка, а иногда и в середине одной из сторон.

С появлением в конструкции столовых приборов стеклянных вкладышей производители солонок, сахарниц, перечниц и горчичниц дали полную волю своим фантазиям и было изготовлено огромное количество ажурных контейнеров. Причем декор варьировался от довольно простых прорезных конструкций до лепных и богато декорированных. Наиболее частый цвет вкладыша – синий, но известны также вкладыши красного и зеленого цветов. Вкладыши из прочих материалов (не стекла) известны, но очень редки.

Стоит процитировать Дэвида МакКинли (David McKinley), известного коллекционера: «Поскольку горчичницы встречаются не так часто, как другие полые изделия, они относительно дороги, и для создания коллекции требуется много терпения. Тем не менее, в силу большого разнообразия моделей эти коллекции могут стать очень, очень привлекательными.»

В наши дни горчицу расфасовывают в стеклянные банки и керамические горшочки, в тюбики и пластиковые емкости. В былые времена горчицу принято было продавать в более изысканных сосудах. Так один дижонский мутардье 19 века предлагал мягкую «дамскую» горчицу в горшочках из севрского фарфора, и его девизом были слова «содержимое достойно упаковки»…

Вышивка – один из древнейших видов рукоделия. Ее история началась еще во времена первобытных людей. Как только женщины научились шить с помощью каменной иглы и ниток, изготовленных из подручных материалов, они стали задумываться о том, как можно украсить одежду. И тогда-то им на ум и пришла идея воспользоваться стежками для создания узоров. Как и сегодня, использовалась вышивка для украшения одежды и обуви, бытовых мелочей.

Изначально для создания вышивки использовались жилы животных, нитки из льна и конопли, шерсть и даже волосы. Создавались же узоры на коже и шкурах животных, позднее – на вытканных полотнищах.

На Руси вышивка играла огромное значение. С помощью орнаментов и разнообразных узоров – линий, крестов, ромбов люди не только украшали свою одежду, но и создавали мощные обереги талисманы. Так, вышитое за один световой день полотенце считалось мощнейшим оберегом, способным излечивать даже от смертельных болезней. Над таким полотенцем работали одновременно несколько рукодельниц. Они начинали свою работу на рассвете и должны были успеть завершить ее до заката солнца.

Девушки учились искусству вышивки с детства. Задачей каждой девушки было собрать себе приданное – вышитые скатерти и полотенца, одежду, другие бытовые мелочи. Украсить все эти предметы вышивкой она должны была самостоятельно. При этом оценивалось качество стежков и узоров, и делался вывод о том, насколько хорошая хозяйка выйдет из мастерицы.

До XVIII века вышивкой занимались только знатные и богатые девушки. Причиной этого была высокая стоимость материалов. Со временем, искусство вышивки стало доступным и девушкам из низших слоев общества. При этом они использовали для создания вышивки более дешевые и простые материалы.

Сегодня вышивка утратила свое сакральное значение. С ее помощью уже не украшают одежду, не создают обереги. Да и мало кто использует давние орнаменты в своей работе, создает свои собственные. В основном рукодельницы предпочитают купить набор для вышивания крестиком и заняться вышиванием уже готового сюжета, картины, которая украсит их жилье.

Несмотря на то, что вышивка утратила свое первоначальное значение, она до сих пор остается одним из наиболее популярных видов рукоделия. Практически каждая вторая женщина хотя бы раз в жизни пробовала вышить собственную картину и показать ее своим друзьям и близким.

 

Впервые упоминание о зонтике найдено в документах XI столетия до нашей эры. В Египте и Китае его носили вельможи и цари, защищаясь от солнца. Сейчас зонт есть у каждого, а кто-то имеет даже по несколько экземпляров.

История зонта длится уже очень долгое время, люди пользуются этим аксессуаром уже не одно тысячелетие. В Древнем Риме они были похожи на конус. В Монголии и Индии зонты крепили к трону, и они являлись символом власти.

Изначально зонт был укрытием от солнца. Название произошло от голландского слова «Zonnedeck» и означает «покрышка от солнца». Ученые предполагают, что родиной зонта является Китай или Египет. Здесь он был символом власти. Лишь император и его приближенные могли иметь зонты. Высота его была почти 1,5 м, а вес более двух килограмм.

В Индии он тоже считался мерилом власти: чем важнее была персона, тем больше зонтов имела его свита. У царя было 13 зонтов, один означал солнце, другие располагались вокруг него, символизируя двенадцать зодиакальных знаков.

В Тибете светские люди ходили с зонтами, сделанными из павлиньих перьев, а духовенство с белыми и желтыми моделями. Панчен-ламы и далай-ламы часто пользовались двумя экземплярами сразу.

В Древнюю Грецию зонты попали с Востока. Затем с ними стали ходить женщины в Риме. В 17 веке жители Франции называли зонт для защиты от солнца — «парасоль». У него была костяная ручка, а верх сделан из вощеного полотна.

Первый эксклюзивный зонт был у королевы Марии Антуанетты весом полтора килограмма, каркас которого сделан из китового уса. Во дворце тогда появилась новая должность – «почетный зонтиконосец».

При Людовика XIV «зонтиконосцами» были заполнены почти все улицы в Париже. Их можно было даже арендовать во время дождя. А весной 1715 года сделали первый в истории складной зонт. Произошло это в Париже. Мода на зонты в России возникла только в XVIII веке. Особой популярностью пользовались непрактичные кружевные зонтики.

В девятнадцатом веке зонты были представлены во всем многообразии, разных форм и расцветок. Но фурор произвел изобретатель Фокс, сделав зонт на металлическом каркасе, доведя конструкцию до совершенства.

С 1750 года зонтик стали использовать, как средство защиты от дождя. Впервые это сделал в Англии Джонас Хенвей, удивив многих прохожих. А сегодня мы благодаря ему можем сухими «выходить из воды»…

В России зонты появились в конце XVIII века — вместе с французскими модами и модистками. Однако, несмотря на то, что зонт пришел из Франции, французский вариант его названия — «парасоль» — в России не прижился (в отличие, например, от Украины, где зонт называют «парасоля»). Как утверждают лингвисты, русское название этого предмета было позаимствовано из морского устава начала XVIII века, который в свою очередь пришел из Голландии. Голландское слово «zondec» — это навес от солнца на корабле.
Интересно, что в русском языке этот «зондек» сначала превратился в «зонтик», а потом люди решили, что этот «ик» — уменьшительно-ласкательный суффикс, который легко можно отбросить, и так получилось слово «зонт».

Шло время, зонты совершенствовались, В 30-е годы прошлого столетия зонты все еще делились на солнечные и дождевые. Солнечные с плоским куполом делали из светлого шелка — розового, голубого или салатового, короткую утолщенную ручку — из легкого дерева или пластмассы «под дерево». Зонты становились полностью автоматическими, появлялись одноразовые зонтики, которые после дождя валялись в мусорных корзинах. При этом появлялись и зонты как произведения искусства, очень дорогие и престижные.

Сейчас каждый потребитель может найти себе зонт по вкусу и по средствам.  В XXI веке любители новых технологий могут себе позволить и зонты, отвечающие духу времени.

Недавно в Соединенных Штатах был разработан зонт, в ручку которого вмонтирован приемник. Этот приемник настроен на волну ближайшей метеостанции. Если ожидается дождь или снег, то в ручке зонта загорается лампочка. Так он предупреждает своего владельца о приближении непогоды, причем, чем больше вероятность осадков, тем чаще и ярче мигает лампочка.

Но этому зонту далеко до чуда техники, которое изготавливают в Токийском университете. Здесь работают над опытным образцом Интернет-зонта. Этот зонт будет иметь беспроводное подключение к интернету и любой человек, идя по улице в дождь, сможет просматривать сайты, видеоклипы и т.п. на «экране», которым служит внутренняя поверхность зонта. Кроме того, это чудо техники позволяет делать снимки встроенным фотоаппаратом и сразу же выкладывать их в сеть. И, наконец, в зонт встроена спутниковая система позиционирования на случай, если пользователь потерялся. Он может вызвать на «экран» зонта изображение подробной карты местности.

Будущие дизайнеры — студенты из Японии и Кореи — разрабатывают специальные скамейки для парков, на которых владельцы интернет-зонтов захотят отдохнуть или просто спокойно посмотреть видеоклипы. Один из проектов включает особые приспособления, позволяющие держать открытый зонт так, чтобы сидящий на скамье человек мог спокойно заниматься свои делом, не боясь промокнуть под дождем.
Вот так зонтик из приспособления, сделанного из птичьих перьев, превратился в продукт высоких технологий.

Самое раннее упоминание слова «конек» можно найти в «Англо-нидерландском словаре» Гемаха (1648 г). В международный спорт слово «коньки» пришло из русского языка коньки, коньки-бегунки, коньки-горбунки. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой — отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова «конь»: коньки.

Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Такие кости-коньки были найдены в Нидерландах, Дании, Баварии, Богемии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и в Советском Союзе.

Коньки — одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдами.

В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае — на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади.

В Лондонском музее хранится подобный конек — длинная отточенная кость с прорезью для шнурка. Этот конек найден именно в Мурфильде в 1839 году. В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке.

А совсем недавно в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных, эти коньки принадлежали киммерийцам — кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы Коньки-лыжибегали на коньках уже в период бронзового века. Эти приспособления делались из костей домашних животных. Кость стачивалась с одной стороны, а на концах ее делали специальные отверстия для крепления к обуви.

Первые коньки фактически были прототипом лыж, не имели заостренных ребер. Отталкивание приходилось производить при помощи палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, происходило намного быстрее и увереннее.

Подобные костяные коньки существовали в глубокой древности, и некоторые из них археологи относят к каменному веку. По возрасту они превосходят «инвентарь» древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад.

При раскопках в поселениях и городах древней Руси — Старой Ладоге, Новгороде, Пскове — были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Эти коньки имели три отверстия — два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял деревянный башмак. Затем к таким башмакам стали приделывать металлические полозья.

В Англии времен Шекспира (до начала XVI века) еще катались на костяных коньках, не говоря уж о Норвегии и Исландии, где они были в почете до конца XIX века. Но уже с XIV века научились делать деревянные коньки с металлической полосой на скользящей поверхности.

С XIII и до середины XVIII века коньки служили человеку средством передвижения по замерзшим рекам, озерам и каналам в северных странах, конек изготовляли из деревянной основы, к которой вначале прикреплялся полоз из бронзы или железа, а в последующем — из стали.

Первым приклепал коньки к обуви русский император ПЕТР I, который, строя в Голландии корабли, увлекся коньками. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое. За последние Деревянные коньки сжелезным лезвиемчетыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме.

Вторая половина XIX столетия характеризуется бурным развитием конькобежного спорта во всем мире. В Америке, Канаде, Норвегии, Швеции, России и других странах начинают появляться коньки новых конструкций.

Так, в Филадельфии (Америка) около 1850 г. были изготовлены цельнометаллические коньки из стали. Они прикреплялись к ноге с помощью ремней. Затем во второй половине XIX века овальную пластинку на пяточной части конька заменили дополнительными крепежными скобами. И все-таки до 90-х годов XIX столетия большой популярностью продолжали пользоваться деревянные коньки с металлическим полозом голландского и английского производства.

Следующим заметным усовершенствованием было изобретение конька Halifax, который по простоте конструкции превосходил все другие типы коньков, используемые ранее. Этот конек завоевал большую популярность среди конькобежцев во многих странах мира.

Катание на коньках стало любимым зимним развлечением, в связи с этим повсеместно начали открываться конькобежные клубы. В России первый такой клуб был открыт в Петербурге в 1864 году всемирно-известным конькобежцем, первым неофициальным чемпионом мира, русским скороходом и фигуристом А. Паншиным. Одновременно с широким распространением катания и бега на коньках шло и их усовершенствование.

До 1883 года фигуристы и конькобежцы катались на цельнометаллических коротких, тяжелых коньках с изогнутым лезвием. Такие коньки, сделанные тульскими умельцами, были найдены при строительстве Московского метрополитена.

Норвежские скороходы А. ПАУЛЬСЕН и К. ВЕРНЕР в 1880 г. сконструировали трубчатые беговые коньки.Трубчатые беговые коньки Передняя и задняя металлические платформы привинчивались к подошве ботинка соответственно шестью и четырьмя шурупами. Это явилось революцией в конькобежном спорте. Большой вклад в разработку формы коньков внес русский скороход, служащий Николаевской железной дороги Александр ПАНШИН. В 1887 г. он смастерил по собственной модели удлиненные коньки — цельнометаллические, длинные, с узким лезвием и немного загнутым носком коньки -прообраз сегодняшних беговых. На протяжении многих десятилетий модель трубчатых беговых коньков не претерпела принципиальных изменений.

В 1892 году норвежец X. Гаген предложил еще одно новшество — беговой конек, состоящий из стальной трубки и вставленного в нее стального полоза. Эти коньки дали возможность сделать колоссальный шаг вперед в развитии скоростного бега; на таких коньках бегают до настоящего времени все скороходы мира.
Сенсацией стало появление новой модели коньков, изготовленных голландскими фирмами «Викинг» и «Рапс». В 1996—1997 гг. отдельные голландские конькобежцы начали соревновательный сезон на коньках новой модели. Бельгиец Барт ВЕЛДКАМП — победитель Чемпионата мира 1997 г. в беге на 10000 м сказал: «Слепскейт» — будущее конькобежного спорта».

 

 

Каждый человек слышал такие слова, как «филигранный», «филигрань», которые употребляются, если нужно подчеркнуть, насколько изящно и тонко что-то сделано, придумано. И ведь не все знают, что именно такое эта филигрань. Тем более не все в курсе, что у этого понятия есть сложившийся и получивший самостоятельную ценность синоним в русской культурной традиции — скань.

Скань (или филигрань) это особый вид ювелирной техники, заключающейся в том, что произведение ювелирного искусства создается посредством нанесения на металлический фон тонких линий из драгоценных или иных металлов, которыми создается то или иной рисунок Сканьлибо узор. Само слово «скань» в старославянском языке имеет отношение к тому, что «скручено, свито вместе». Смысл этого термина становится понятнее, если узнать, что те самые металлические нити чаще всего представляют собой скрученные из нескольких предельно тонких нитей «канатики», которые при нанесении на металлическую основу паечным либо иными способами расплющиваются и дают особый узор. Чаще всего металлической основой служат материалы однородного блестящего цвета, а нити выполняются из цветных или драгоценных металлов. Вот примерный перечень металлов, которые могут применяться для создания ювелирных изделий в технике скани: цинк, олово, хром, алюминий, чугун, сталь, медь, медные сплавы (бронза, томпак, полутомпак, латунь, мельхиор, нейзильбер), серебро, золото.

Скань представляет собой совокупность разнообразных приемов, технических и технологических особенностей. В зависимости от их комбинаций выделяют три основные вида скани:

  • напайная скань — узор из проволоки напаивают непосредственно на листовую металлическую основу (фоновая скань, просечная скань, рельефная скань по чеканке, напайная скань с эмалью);
  • ажурная скань — декоративные элементы из металлических нитей спаиваются между собой, но не прикрепляются к основе, получается своего рода металлическое кружево (плоская ажурная скань, рельефная ажурная скань, сложная ажурная скань);
  • объемная скань — объемные изделия, составные части которых изготавливаются техникой скани, а затем соединяются между собой в конечный предмет.

Вообще-то техника филиграни является одной из наиболее древних, известных ювелирному искусству, и достаточно широко применялась везде, где развитие этого искусства сопровождалось наличием значительного количества разнообразных металлов.

На Руси ювелирные изделия в технике скани стали появляться в VII-VIII веках, в основном благодаря связям с Востоком и проходившим через русские земли торговым путям, связывавшим Восток, Византийскую империю и Северную Европу. Сами же русские мастера освоили технику, ими названную сканью, примерно в IX столетии, так что русская филигрань, скань, смело может именоваться искусством тысячелетия.

Первые века ушли на то, чтобы постичь азы этой техники, самостоятельно понять основные технологические и творческие тонкости и хитрости. Но зато уже с XII-XIII столетий изготовленные русскими ювелирами изделия в технике скани ничем не уступали иностранным образцам.

Татаро-монгольское нашествие, особенно больно ударившее по городским центрам русских княжеств, едва не погубило русскую скань. Захватчики не только грабили уже накопленные в городах сокровища, они особенно тщательно разыскивали искусных ремесленников, которых угоняли в Орду в рабство. Разумеется, одними из первых угонялись мастера-ювелиры. Так скань едва не погибла.

Однако были захвачены далеко не все города и не все мастера-сканщики, так что с XIV века техника скани постепенно возрождается в основных ремесленных центрах — в Новгороде, во Владимире, в набирающей силу Москве. С XV столетия особенно прославились московские мастера, изделия которых стали украшением сначала княжеских, затем великокняжеских, а потом и царских палат. Изделия в технике скань стали распространенным подарком иностранным послам и правителям в дипломатических отношениях.

Другим важным заказчиком для ювелиров стала церковь, скань применялась для создания искуснейших и прекрасных предметов церковной утвари. Впрочем, не только столица славилась сканью — в XIX веке иностранные путешественники отмечали, что, в частности, на Русском Севере сложилась самобытная школа скани, которая своим изяществом и миниатюрностью выполняемых узоров была на уровне лучших мировых образцов филиграни.

Расцвет этого вида промысла приходится на XV—XVI века и для работ использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.
В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали более сложные вещи — хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий.

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (Мстёра, Ереван, Кострома и так далее). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.

Но настоящими русскими промыслами, которые стараются вести традиции прошлого и смотреть в будущее сейчас можно назвать 3 места:
с. Казаково Вачского района Нижегородской области,
п. Красное-на-Волге Костромской области,
г. Павлово Нижегородской области.
Первое — самое известное и знаменитое. Во всей России и далеко за ее пределами знают Казаковскую филигрань.

И хотя первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована поздно — в 1939 году,но мастера сразу же начали использовать старинные техники и приемы, не давая затухнуть старинным традициям.

Приемником традиций и навыков Казаковской артели в наши дни стало ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ). Компонуя узор, художники следят не только за соразмерностью его отдельных частей, за плавностью и красотой изгибов крупных и мельчайших элементов, но и за рисунком просветов, поскольку он играет большую роль в построении узора.

Находясь в постоянном творческом поиске, художники находят новые мотивы, сочетания. Так пришли к применению золочения, включению в рисунок природных камней, хрусталя, кости, финифти. Уникальность филигранным изделиям придает то, что все изделия выполняются мастерами вручную.

Казаковский завод выпускает самые разнообразные художественные изделия: декоративные вазы и чаши, шкатулки с музыкой, подстаканники, вазы, конфетницы, женские украшения, чайные ложки, кубки, медали, значки, ордена и предметы церковного направления.
На предприятии есть прекрасный выставочный зал. Будете — посетите и не пожалеете!

На этом заканчиваем наше путешествие по потаённым закромам нашего музея.

До новых волнительных встреч и возможно в другом измерении.

 

Запись опубликована в рубрике Муниципальный краеведческий музей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.