Фотография, на которой меня ещё нет. Виртуальная экскурсия по фондам волчанского музея.

[ A+ ] /[ A- ]

рф1

Доброе время суток, любители истории и старины. Сегодня мы проведём экскурсию по фондам нашего музея, а также расскажем о некоторых мастерах фотографии конца 19-го начала 20-го веков.

Ничто не передает так дух и атмосферу времени, как старая потускневшая фотография. Она помогает представить нам облик старого города, она фиксирует самые разнообразные события в жизни горожан, составляя неповторимую фотолетопись городской жизни. Особое место занимает семейная фотография, которая доносит до нас детали старого городского быта, а главное, лица людей того времени.В нашем музее хранится небольшая, но достойная внимания коллекция фотографий конца 19 начала 20 века. Старожилы, краеведы, любители старины когда-то, ещё на заре основания нашего музея, несли в дар памятные сердцу пожелтевшие снимки. В результате была создана небольшая (чуть более 20 единиц хранения), но интересная коллекция старинной городской фотографии.

рф

Сейчас и не упомнишь, кто подарил наиболее ценный снимок сделанный руками знаменитого по всей России нижегородского фотохудожника М. П.  Дмитриева (о Максиме  Петровиче  читайте в конце).  Вглядитесь в лицо этого важного господина — явный представитель городской интеллигенции.  Может быть мы ошибаемся и этот молодой человек мастеровой? Вряд ли. Скорее всего служащий.

Фотографии нашей коллекции сделаны мастерами городов: Перми, Ростова,  ст. Константиновская,  Вятки, Воронежа, Нижнего Новгорода, Покровска, Керчи. Как мы это узнали? Всё очень просто — снимки конца 19 начал 20 века в обязательном порядке крепились на паспорту. Паспорту выполнялось из плотного, хорошего качества картона, на лицевую часть которого наносили тиснение в виде логотипа салона-ателье, ФИО — мастера или хозяина, а также медали, коими награждался мастер на выставках различного уровня.

0_4e35c_97c16e00_L

На обороте паспорту  указывались реквизиты фотографа. Например, Фотография (фотосалон, фотоателье) Г. Шифрина (первая буква имени, фамилия владельца, населённый пункт, адрес и даже медали).

рф2 001

Возможно  на этом фото чиновник особых поручений или стацсекретарь с женой. Трудно разобрать мелочи по таким снимкам. А вот по костюму женщины можно сказать, что это первые годы ХХ века. Снимок сделан в Ростове в фотоателье Шифрина, который находился на ул. Садовой.

Большинство снимков нашей коллекции сделано в Перми, а именно в фотоателье А. Якунина.

рф2 006

Семейный портрет. Первая четверть 20 века.

В пореформенное время, в период  бурного развития промышленности,  в Перми   появилось почти одновременно сразу несколько  фотографий (фотосалонов). Одну из первых, хорошо оснащенных и профессиональных мастерских (салонов) создал Александр Якунин.

рф2 007

Он начал свою деятельность с 1875 года, еще «бродячим» фотографом. Центральная фотография Якунина была известна каждому пермяку, находилась она в одном квартале, сначала в  доме  на ул. Петропавловская, 20, а затем в двух деревянных зданиях, построенных А.А. Якуниным  по ул. Покровская (Ленина), 17. (Сейчас снесены, на их месте, за зданием банка,   возвышается многоэтажка вычислительного центра). Как правило, первые профессиональные фотографы  работали в тех же зданиях, где и жили, хотя были и исключения. Например, когда у Александра Якунина дела пошли  хорошо, он стал сдавать свой дом под квартиры, а в доме на Покровской по соседству с фотомастерской  организовал зубоврачебный приемный пункт. Столь странное соседство объясняется просто: врачом  была  дочь фотографа Евлампия Александровна Чарушина. В Перми в то время часто шутили: «Вам зуб выдрать или фотографироваться?»…

рф2 004

Фотография семейной пары сделана в станице Константиновска, в фтосалоне Вл. Самарцева. Станица Константиновская в 1838 г. официально зарегистрирована Константиновская колония, названная в честь Высочайшего князя Константина Романова

С появлением фотоаппарата, чрезвычайно популярным украшением дома, квартиры фотография на стене. Небольшие фотоателье в кубанских станицах датируются еще 70-ми годами 19 века.

Копия Копия CIMG3199

Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны. Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Копия CIMG2837

Широко представлена на фото жизнь интеллигенции России. В коллекции имеются как групповые семейные снимки

Копия 1910 дед Н.С.

так и персональные.

Старинная фотография интересна мелочами, которые на ней можно увидеть, подписями, доносящими до нас хотя и скупую, но ценную информацию.

Копия дед Н.С. ОБОРОТ

Фотография датирована 9 декабря 1910 года.

Попробуем рассмотреть надпись — «1910 год. На добрую память от… Агриппины И. .. Сыромятниковым ». Снимок в ужасном состоянии — отсутствует приличная часть, на которой можно было прочесть ценную информацию о владельце фотосалона.
Подписи на фотографиях позволяют датировать и аннотировать снимки, определить взаимоотношения дарителя и адресата.

Копия 1915 мама Н.С.

Девочка с мишкой.  Фотография начала 20 века. Мы точно знаем, что на снимке мама Нины Савельевны Коваль.

рф2 005

Дородная дама. Дворянка или зажиточная мещанка. Фотография датируется примерно 80-90 годами 19 века. Скромность и простота в костюме конца 19 века контрастировали с богатством тканей и отделок в туалетах,  элегантность и изящество становились выразительными сторонами моды. Сдержанные в отделках, наглухо закрытые, строгие по силуэту, костюмы выявляли иной облик, создавали другое впечатление («Незнакомка» Крамского и «Амазонка» Нестерова).

рф2 003

Семейный фотопортрет на природе. На фоне бревенчатого дома женщина 25-30 лет, скорее всего мать, с двумя детьми. Вот тут может быть загвоздка в определении пола детей. Вы удивлены? Хотите сказать, что это на 100 % девочки. И вы можете попасть пальцем в небо. Долгое время по всему миру, и Россия не исключение, мальчиков до 5-7 лет одевали в девичьи наряды. Фотография явно этюдная — взгляните на домотканые половики и живой куст кого-то растения на заднем плане.

рф2 002

Семейный портрет. Фотография начала 20 века. Определить годы съёмки помогают мужской костюм, обувь и покрой женского платья.

рф2

Не удивляйтесь. Это постановочный портрет. Возможно костюм и трость ребёнку выдали в фотоателье. Дети в роли маленьких пажей очень умилительны. Фотография сделана в Керчи, в салоне Шуляцкого.

Копия Копия CIMG3200

Взгляните внимательно на мужчину. Никакой ассоциации нет? А если фотографию обработать в фотошопе — заменить сюртук на современный джемпер… И причёска. и бородка с усами как у наших современников. Вот мода так мода, нипочём ей века-десятилетия. Возвращается плутовка.  Интересно, этот человек на снимке при жизни был связан с речфлотом или как? Приглядитесь, в петлицах воротника скрещенные якоря. Загадка… Ответ смотрите ниже.

Копия Копия CIMG2837

 Считалось, что такой взгляд мимо камеры, куда-то вдаль, выражает некую одухотворенность и придаёт портрету ту самую искомую «художественность». В одиночных портретах такой приём работал,

рф2 004

а вот в групповых и семейных — когда все задумчиво смотрят куда-то мимо, это выглядело довольно странно. Но так тоже снимали.

Копия CIMG3201

Красивый молодой человек. Надпись на обороте снимка — Универсальная фотография.Нижний Новгород. Ошская ул. дом фон Бринъ против чёрного пруда. Негативы хранятся. И снова в петлицах скрещенные якоря. Что же и этот молодой человек сухопутный моряк??? Ответ прост: и этот, и предыдущий мужчина железнодорожники, то бишь служащие по ведомству путей сообщения. А якоря причём? А притом! Изначально паровоз назывался пароход.

Копия CIMG3200

 Фотоателье Шалимова. Нижний Новгород. Снимок начала ХХ века. Кто она? Симпатичная, молодая особа, явно из небогатой семьи. Возможно служащая в типографии.  Так и хочется кричать: » Люди! Подписывайте фотографии, датируйте их». По хорошему, для будущих поколений будет интересно и род деятельности изображённого на портрете.

Копия CIMG2839

А вот и наша супружеская пара, чьи портреты встречаются чаще других. Последние фотографии датируются 05-10 гг. ХХ века. Мужчина явно состоит на казённой службе — об этом говорит его форменный костюм с «золотыми пуговицами». Последние 30 лет 19 века и первые 10 лет 20 века мужская одежда мало подвергалась изменениям. Чисто декоративного интереса мужской костюм уже давно не представлял. Лишь постоянно совершенствовалось искусство портного в персональном заказе, а единообразие форм позволило наполнить магазины готового платья, поставлявшие дешевую одежду городскому люду. «Теперь господина от мастерового отличает искусство портного и стоимость ткани» — эти слова английского обозревателя верны в той части, что покрой и форма мужской одежды у всех горожан стали одинаковыми: у всех сюртуки, одинаковой ширины и длины брюки, у всех пальто. Но, конечно, оставались такие формы одежды, например фрак, которые никогда не надевались рабочими, хотя это не запрещалось никакими законами.

Копия CIMG2836

Супружеская пара пермских помещиков. К началу ХХ века люди на семейных фотографиях начинают понемногу оттаивать. Появляются более живые выражения лиц, лёгкие улыбки. К тому же у людей уже выработалась привычка ходить в фотоателье, и они уже чуть проще относились к съёмочному процессу. Вот редкий пример довольно живой фотографии из 1909-го года:

рф1

 

стоящие на заднем плане девушки улыбаются без малейшего напряжения, кажется покажи им пальчик и раздастся звонкий смех. Хочу поделится секретом ровной и красивой кожи на фотоснимках — это ретушь. Да, не было в то время компьютеров и специальных программ, но были мастера ретуши, такие как великий портретист Крамской Иван Николаевич.

m_23002

 Крамской Иван Николаевич (1837-1887 гг.)

Ретушь— исправление изображений — рисунков, фотоснимков — подрисовкой их карандашами или красками, выскабливанием отдельных участков.

В заключении, как мы и обещали, небольшой рассказ о знаменитом в конце ХХ начале ХХ века фотохудожнике Максиме Петровиче Дмитриеве.

 

1320603755_1

М. П. Дмитриев. Автопортрет с трубкой.

Дмитриев Максим Петрович (1858-1948) — фотограф, ученик А. О. Карелина,  создатель школы отечественного фоторепортажа. Конец XIX начало XX века.

Родился в деревне Повалишино Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Образование получил в церковно-приходской школе, где считался одним из лучших учеников. Благодаря усилиям матери, желавшей дать сыну хорошую профессию, в 15 лет Дмитриев поступил в мастерскую московского фотографа М.П. Настюкова, где приобрел практические навыки. М.П. Настюков поощрял в ученике стремление к познанию, и Максим Дмитриев по воскресеньям посещал рисовальные классы Строгановского художественного училища. В 1874 г. 16-летним юношей Дмитриев впервые отправился в Нижний Новгород, на период работы Ярмарки, где Настюков владел своим фотопавильоном. Пребывание юного фотохудожника в Нижнем Новгороде стало судьбоносным: ему посчастливилось встретить известнейшего нижегородского фотографа Андрея Осиповича Карелина. Три года спустя молодой человек переехал в Нижний Новгород, чтобы начать работу у одного из самых способных учеников А.О. Карелина Д.Лейбовского. Наконец, в 1879 г. Дмитриеву было предложено место в фотоателье самого Карелина. В 1887 г. М.П. Дмитриев открывает собственное фотоателье, оказавшееся весьма рентабельным. Однако работа в стационарных условиях не приносила мастеру полного удовлетворения: он стремился снимать живую природу, людей в обычных бытовых условиях. Московская публика впервые увидела работы Максима Петровича в 1889 г. на выставке, посвященной 50-летию светописи. Экспозицию составили 53 безукоризненно выполненные работы большого формата: волжские виды, лесные пейзажи, групповые и индивидуальные портреты. Среди последних были весьма смелые – например, портрет ссыльного В.Г.Короленко. И публика, и критики дали высокие оценки фотографиям Дмитриева. В 1892 г. М.П. Дмитриев принял участие во Всемирной выставке в Париже, где был удостоен золотой медали. Иностранная пресса пестрела хвалебными отзывами. Золотые медали были получены им и на Московской выставке 1892 г., и на юбилейной выставке в Чикаго 1893 г. Важное место в творчестве фотографа всегда занимали работы, имевшие социальную направленность. После засухи 1891 г. в Поволжье Дмитриев создал цикл фотографий, изданный в 1893 г. отдельным фотоальбомом «Неурожайный 1891–92 год в Нижегородской губернии. Фотографии с натуры М. Дмитриева», который произвёл ошеломляющее впечатление. Виды разоренных голодом деревень, умирающих детей, самоотверженной работы врачей, сестер милосердия и земских деятелей, помогающих больным крестьянам, никого не могли оставить равнодушными. Это было первое в России (и одно из первых в мире) издание с репортажными фотографиями, рассказывающее о постигшем русский народ несчастье, показывающее тяжелую жизнь и страдания простых людей. Альбом стал важной вехой в истории российского фоторепортажа. В 1894 г. Дмитриев приступает к новой работе: он начинает создание цикла фотографий под названием «Волжская коллекция», запечатлевшего места вдоль Верхней и Средней Волги. Съемки продолжались 10 лет. Портретный жанр также нашел отражение в творчестве М.П. Дмитриева. В разное время гостями и клиентами его фотомастерской были Леонид Андреев, Иван Бунин, Федор Шаляпин, Вера Комиссаржевская и, конечно, Максим Горький, с которым фотограф был особенно дружен. Особую часть творчества Дмитриева составляют «научные» фотографии: фотохудожник принимал активное участие в восстановлении архитектурных памятников Нижегородской губернии, снимал археологические находки и фиксировал различные этапы реставрации церквей и монастырей. После революции Дмитриев продолжал работать в Нижнем Новгороде, как и прежде отдавая всего себя любимой профессии. Оставаясь верным светописи, он фотографировал разруху первых лет советской власти и новостройки первых социалистических пятилеток. Его фотографии отразили изменения внешнего облика города и людей разных социальных групп, оставив будущим поколениям изобразительную энциклопедию нижегородской жизни. В конце 1929 г. фотоателье М.П.Дмитриева перешло в ведение Детской комиссии при Нижегородском крайисполкоме, а прежний владелец был утвержден заведующим художественной частью и павильонным фотографом. Детская комиссия варварски отнеслась к наследию художника, сдав в утиль 16000 негативов. В 1933 г. краевое архивное бюро забрало у Детской комиссии уцелевшие материалы (около 7000 негативов), благодаря чему они сохранились до наших дней. Последние годы жизни фотохудожник провел в полном забвении. Однако художественное наследие М.П. Дмитриева всегда пользовалось успехом. И по сей день ученые, историки, архитекторы обращаются к фотографиям Карелина и Дмитриева как к объективным, точным и информационно насыщенным историческим источникам. Память: на доме № 9 по улице Пискунова в Нижегородском районе Нижнего Новгорода, где работал мастер, установлена мемориальная доска

P|S Наша коллекция старинной фотографии очень редко использовалась в работе музея. В течение 15 лет мы демонстрировали старинные фотографии всего 2-х выставках.  Почему так редко спросите вы. Ответ прост – во избежание всяческого повреждения и для пущей сохранности фотографии.  В этом  году мы провели частичную оцифровку коллекции, сняли ксерокопии, создали «новоделы» и теперь посетитель нашего музея могут посмотреть копии старинных фотографий на выставке «Императорская Россия. Мода в фотографии конца 19 века» .

Обсуждение закрыто.

target="_blank" rel="nofollow">Яндекс.Метрика