Под прозрачным флёром поливы. Виртуальная экскурсия по фондам Волчанского музея

[ A+ ] /[ A- ]

img_5148

Мода на те или иные материалы приходит и уходит, а керамика вечна. К такому выводу можно прийти, заглянув на кухню рачительных хозяев или пройдясь по современным лавчонкам, магазинам, которые торгуют кухонной посудой, мелкой сувенирной продукцией.  Глаз обязательно «зацепится» за простенькое, но такое родное сердцу глиняное изделие. «Ах!»- мысленно произнесёте вы, и руки сами потянутся за кошельком…

Что такое керамика в нашей стране, наверное, знают все – это глиняные изделия, полученные путем спекания. И самые «вкусные» из них «такие красно-коричневые с блестящими боками», и обязательно «как у бабушки»…

img_8738

Вот и посетители нашего музея никогда не проходят мимо условного интерьера избы ХХ века, в которой постоянно демонстрируется малая часть музейной коллекции изделий из красной и белой глины.

И7

Сегодня мы попытаемся расширить показ музейных фондов, которые являются достойными представителями керамики.

kerama_slideshow

О чём могут нам поведать такие музейные предметы как глиняные крынки, подойники, горшки в форме чугунка? Как выяснилось – о многом! Во-первых: керамическая посуда является произведением декоративно – прикладного искусства, которое известно с древних времен и является культурным наследием всего человечества. Время появления керамики относят к эпохе мезолита и неолита. Во-вторых: изготовление таких изделий включает в себя несколько этапов: готовят тестообразный материал, формуют изделие, наносят декор, просушивают и обжигают изделие в печи. Древняя методика производства керамики почти не изменилась. Разница лишь в том, что керамика разных эпох, несёт в себе определенные характерные черты своего времени. И в третьих, а это наверное самое главное, глядя на керамику в нас начинает говорить чувство родства с окружающим миром…

Что ж, ходить вокруг да около не будем, а поспешим познакомиться с нашими раритетами.

remesla-06

Гончар за работой. Начало ХХ века. (фотография из Интернета).

Крестьянский быт, будучи испокон веков размеренным, обеспечил сохранность и жизнь многим формам самобытной русской культуры. Мастера-ремесленники приложили немало сил для сохранения унаследованных ими умений и секретов, ибо русский мастеровой народ при всей своей впечатлительности всегда себе на уме. На территории Волчанского городского округа гончарных мастерских, артелей или худо-бедного мастера керамиста никогда не было. Вся глиняная утварь привозная, хотя глин вокруг Волчанска достаточно. До наших дней дошли рассказы местных жителей-переселенцев о том, как в их деревнях на родине обжигали глиняную утварь.

gorn

Вот как примерно выглядела «береговая печь».

Собиралась ватага босоногой детворы и под руководством местного гончара выкапывалась на берегу реки, в обрыве ниша. Затем в неё закладывались сухие берёзовые чурки. Импровизированный горн поджигался и с этого момента уже требовал от мастера и его подмастерьев неусыпного внимания. Огонь, до достижении нужной температуры, поддерживали в течение суток. После того, как горн остывал, к гончару начинали подходить жители деревни. Они шли за готовой посудой, а в обмен несли продукты натурального хозяйства.

09fac693625ae9d24544400300968726

Гончарная мастерская. Фотография начала ХХ века. (Из фондов Глазовского краеведческого музея).

Гончарным промыслов в деревнях в основном занимались не профессионалы, а обычные селяне, основной работой которых являлось отнюдь не гончарство. Но именно они веками совершенствовали мастерство изготовления глиняной посуды, накапливая опыт и знания. У каждого мастера был свой стиль, и от этого крынки, горшки и прочая утварь не выглядит однообразно. Название одно, а вариантов исполнения много. Прекрасный пример этому хранится в нашем музее.

IMG_0543

Давайте знакомиться дежа. Она же опарник, квашня, кадка, большой горшок и так далее. Всё зависит от места «проживания» предмета. Из словаря Ушакова Д.Н. мы узнаём назначение этого предмета: посуда для опары, большой горшок, глиняная банка.  Взгляните на этого красавца. Да, название предмета хоть и имеет женский род, но вот форма нам говорит, что перед нами «мужик» — широк в плечах, приземист ростом. Изготовлен из красной глины, покрыт «муравлением», то бишь глазурью с чуть зеленоватым оттенком. Тулово дёжки выполнено из глиняного жгута, если приглядеться, то можно заметить ход набора формы. Для придания крепости изделию мастер украсил сей предмет нешироким ремешком в области плеч, на который опирается деревянная ложка. Вот и размер можно определить по средствам такого соседства.

IMG_0545

Почти в половину меньше вот этот красавец — представитель того-же семейства опарников — дёжек. Его очень любили, берегли, холили. И когда сосуд дал трещину хозяева всё равно не избавились от своего помощника.

IMG_0546

Пригладитесь. Опарник бережно обмотан тканевой изолентой. По внутреннему состоянию можно судить, что после «реанимации» в нём держали что-то сыпучее и сухое.

IMG_0535

А это горшок.  Круглый, довольно широкий глиняный сосуд с узким дном для варки пищи.Он как первый представитель попал под «муравление», но так как для изготовления горшка использовалась известковая глина, то цвет поливы естественно более выраженный — травянисто-зелёный.  Горшок, горнец, гончар («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» – плавильная печь), а также — горшок щаной, естальник(тамб. ), егольник(ряз.), корчага и наконец, кашник,. Период изготовления и использования — районе 1930 года. Глиняные горшки в традиционном крестьянском быту – самая  популярная  посуда для приготовления пищи и хранения съестных припасов. Форма печного горшка была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи — вокруг узкой нижней части он обкладывался дровами или углями, таким образом, жар охватывал горшок со всех сторон.

На Руси каждый горшок был предназначен для определённого блюда ,так как при приготовлении еда пропитывала стенки сосуда. Отсюда и неповторимый вкус щей или каши приготовленной в глиняном горшке. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их вверх дном. А  горшков в хозяйстве бывало с десяток.

IMG_0537

Есть в нашем музее представительница конца IX века. И название ей гусятница. Долго-долго она служила своим хозяевам. Это можно судить по чёрным жировым пятнам, которые буквально впеклись в глазурь.

IMG_0538

А о том, что берегли утятницу говорит вот это толстая металлическая проволока, которая опоясывает весь предмет. Вот какое определение дают специалисты этому представителю керамики: гусятница – керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда гусятницу (латку) устанавливали в печь. У нас  гусятница без желобка и крышки. Но зато в преклонном возрасте и в довольно приличном состоянии.

IMG_0530

А это всем известная кринка. Очень древний сосуд. Упоминание о нём есть ещё в документах датированных X-XIII вв н.э. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть. Также хорошо подходит для компотов, морсов, кваса. Есть документальные подтверждения  времён Ивана Грозного, что в крынках кроме жидкостей хранили и тушёное мясо, рыбу, овощи. Для пущей сохранности продукты заливали топлёным жиром. Вместо крышки использовали холщовую тряпицу пропитанную воском. Взгляните на этот прекрасный сосуд. Не зря он имеет такой цвет. Наша крынка частично чернёная, что придаёт ей определённую загадочность. Чернение (или дымление) — это такой способ отделки керамических изделий, при котором поверхность черепка становится темной. Цвет изделию придает металл, который переходит из оксидной формы в обычную с помощью восстановительного обжига. При этом цвет может получится разным — от темно-коричневого до глубокого черного с серебристым отливом.

IMG_0531

Крынки в нашей музейной коллекции все разные: по цвету, по форме, по использованному материалу. И этому есть простое объяснение: они не куплены в одной лавке-магазине или у одного производителя, а каждую бережно привезли с собой рабочие и крестьяне, которые вольно или невольно оказались на Волчанске.

IMG_0532

Знатоки утверждают, что молоко в  таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. На наших фотографиях видно разнообразие крынок. Они несут в себе много информации о способе изготовления, составе глины и области применения.

IMG_0534

Интересна технология, которая применялась для предотвращения протекания черепка — молочный обжиг! Делалось это так: после основного обжига крынка вымачивалась в молоке и обжигалась при температуре приблизительно 200 градусов! Вот от чего черепок на сколах крынок имеет цвет горелости!!!

IMG_0540

Рассмотрим  отдельную крынку. Создаётся впечатление, что она использовалась нечасто по причине трещины. Но тем не менее эта крынка подвергалась термической обработке. Значит в  ней всё же что то  готовили. Скорее всего эта трещина появилась из за неправильной обработки крынки пред началом использования. Трещины, которые появлялись на используемых крынках устраняли следующим образом : в посуду клали несколько кусочков сахара и ставили крынку на сильный огонь. Образующийся сахарный сироп затекал во все трещины и, высыхая, превращался в обугленную, твердую и очень прочную массу. Залитая таким образом крынка вновь становилась пригодной к употреблению.

IMG_0527

«Живёт» в нашем музее и вот такая «барыня». Крынка как внутри, так и снаружи украшена ангобом. Ангоб – декоративное покрытие из белой или цветной глины, наносимое частично или сплошь на керамическое изделие и закрывающее цвет или грубую структуру черепка. Ангоб был широко распространён в античном керамическом производстве; русские гончары это покрытие называли «побела». Процесс нанесения покрытия на черепок называется ангобажем и выполняется как на сырых, так и на обожженных глиняных изделиях. Этой «даме» не дать не взять около 70 лет.

IMG_0506

Что это, как вы думаете? Нет не чайная чашка. Это маслёнка. Название говорит само за себя. Масло добавлялось в каши, им обильно поливали блины. И поэтому маслёнка практически всегда находилась на горячей печке. От частого подогрева внизу потрескалась и осыпалась глазурь. Носик у маслёнки удобно расположен сбоку. Эта особенность говорит о том, что маслёнкой пользовались индивидуально во время трапезы. То есть каждый мог взять её с середины стола и сдобрить еду в своей тарелке растопленным маслом. Очень удобно изготовлена ручка. Верхняя часть довольно крутая, а нижняя мягко перетекает к основанию. Это даёт возможность не обжечься о стенки маслёнки и удобно расположить указательный палец в ручке, а средним пальцем придерживать снизу.

IMG_0529

А название вот этого предмета не всегда может угадать даже специалист-керамист. Оказывается это черепушка — небольшой горшок, небольшая миска или чашка. Сейчас модно следить за своим здоровьем, упиваться разговорами об экологии. Наши предки вряд ли задавались такими вопросами. Просто они знали, что в изделиях из глин лучше и дольше сохраняется пища. Это современные учёные доказали (обосновали), что в керамических изделиях из-за непрозрачности стенок плохо развиваются те или иные бактерии, и в тоже время из-за частичной пористости черепка имеет свойства минихолодильника.

IMG_0536

Пузатый, самолепный, самобытный, самодостаточный заварник… Из-за этого глиняного чайника как-то разгорелся спор. Смутили гостей размеры, они приняли его за подойник… Но тут и малограмотному понятно — перед нами чайник! Заварник наш рассчитан почти на 3 литра жидкости. Для большой семьи на раз глотнуть и того мало. Крышка у заварника давно утерена прежними хозяевами. По их воспоминаниям крышку часто заменяла пирожковая тарелка средних размеров.

А раз пошёл разговор про заварники, то вот вам ещё один красавец — представитель начала ХХ века.

IMG_0551

Расписной фарфоровый заварочный чайник, судя по клейму, выпущен в период 1921-27 годов ХХ века на фабрике «Коминтерн», Новгородская обл., ст. Волхово. Очень редко встречаются в быту представители «коминтерновского» семейства, а точнее, этих годов выпуска. Что поделать, жизнь посуды, которую эксплуатируют изо дня в день не вечна.

IMG_0511

Чайная тема продолжается. Любили у нас чай с молоком со сливками попивать. Молочник выпущен в период с 1958 по 1962 год на заводе «Красный фарфорист»(она же Грузинская фарфорофаянсовая фабрика) об этом нам поведало клеймо на дне сосуда. И сейчас  завод располагается в 12 км от г. Чудово (Новгородская область) и в 1 км от села Грузино. Это бывший завод И. Е. Кузнецова в Грузино (1900 — 1917). Как с в наши дни выпускал фарфор и фаянс. Марки имели монограмму «ГФ» (Грузинская фабрика). Завод национализирован в 1917 году. В 1920-е годы завод входил в трест «Новгубфарфор», в 1923-1926 гг. здесь выполнялись агитационные изделия ( клеймо «НГФ Грузино»). Во второй половине 1926 года трест «Новгубфарфор» был реорганизован и объединился с Центрфарфортрестом, завод переориентировали на выпуск хозяйственного фарфора и фаянса. В годы Великой Отечественной войны производственные мощности эвакуировали, завод был разрушен. Марка для 1950-1960-х годов — «КФ» в круге, с годом и сортностью. Завод работал в 1990-е годы, назывался «ЗАО Красный фарфорист». С 2003 года называется «Кузнецовский фарфор». Наш молочник выполнен из шликерной массы (жидкое глиняное тесто), прошёл минимум три обжига. Декорирован деколью (специальные переводные картинки), золочение выполнено в виде ручной росписи ободка и миниатюрными арабесками (украшение в виде травного орнамента, завитушек, точек).

IMG_0513

А уж кружки-то так кружки на столах стояли. Из фарфора тонкого, и росписи надглазурной ручной. Судя по цвету — краски не содержат золота и по этой причине такая чайная пара была доступна практически всем слоям населения.

IMG_0514

На де кружки-чашки клеймо. Хайтинская фарфоровая фабрика «Сибфарфор» — бывшая Фарфоро-фаянсовая фабрика торгового дома Переваловых. Такое клеймо было в ходу в начале 40-х годов ХХ века.

IMG_0553

А вот этот представитель фарфора выдал нам загадку. Никак не можем опознать производителя по клейму. Но мы не расстраиваемся. Будем искать. Возможно нам помогут коллекционеры фарфора, коих на сегодняшний день днём с огнём искать ненужно.

IMG_0509

А  эта яркая, нарядная черепушка возможно имела плоскую крышечку. Выполнена из фарфоровой массы (теста) методом формования, прошла четыре обжига. Декорирована надглазурноу росписью золотосодержащими красками (пигментами). Золотистый люстр смотрится очень современно. И вы никогда не догадаетесь сколько лет этому изделию. Подсказка кроется ниже.

IMG_0510

Судя по клейму этому предмету более 90 лет. Именно такое клеймо ставили на продукцию завода с 1921 по 1927 год. Эта черепушка практически родня выше демонстрируему фарфоровому заварнику — выпущены они на одной на фабрике «Коминтерн» и  примерно в тот же период.

IMG_0559

Говоря о фарфоре и фаянсе нельзя пройти мимо этого раритета. Посмотрите внимательно на эту супницу.

IMG_0558

У многих коллекционеров этот экземпляр вызывает чувства восхищения и вожделения.  Неплохо сохранившаяся до наших дней супница могла принадлежать как мещанину, так и зажиточному крестьянину. Выполнена из фаянса, декорирована деколью, ободок на крышке выполнен вручную.

IMG_0557

Супницей довольно часто пользовались даже после склейки. О не дорогой цене конкретно на эту супницу говорят ещё и мушки (металлические вкрапления, выплавки), которые располагаются на дне и внутренних стенках предмета.

IMG_0556

Взгляните на клеймо. Эта супница очень редкая. Произведена на Екатеринбургской фабрике Братьев Пермяковых, а точнее Пермякова А.А. Фабрика была основана в 1865 году и просуществовала до 1917 года. Есть предположения, что она функционировала и во время НЭПа (1921-1928 г.г.).

IMG_0522

От супницы предлагаем перейти к солонкам-перечницам. Вопреки распространенному заблуждению, европейцы познакомились с черным перцем еще до открытий Колумба. Великий мореплаватель открыл Европе только красный перец. Но и тот и другой многие века были на вес золота. Толкли перец в ступках до порошкообразного состояния, а затем пересыпали в специальные емкости и плотно закрывали крышкой. Так можно было надолго сохранить аромат приправы. Те емкости и были первыми перечницами. Банка с перцем находилась у хозяина дома или повара, открывалась она только по большим праздникам. Выставлять на стол перечницу стали только тогда, когда цены на специи стали доступны всем слоям населения. Яркими представителями фарфоровых перечниц (солонок) в нашем музее являются вот эти незамысловатые поварята и «яйца». Очень редко на малых формах керамических изделий ставиться клеймо. И только по немногочисленным заводским каталогам мы узнали, что солонка «Поваренок ложкой и в косынке» (розовощёкий пупс) изготовлена на Городницком фарфоровом заводе. «Повар» — изготовлен в 60-е годы на Сысертском фарфорофаянсовом заводе. А остальные же так и живут неопознанными.

Все мы когда-то были детьми и любили сказки, из которых впервые узнавали о любви и верности, отваге и смелости, познавали народную мудрость, передающуюся из поколения в поколение. По мере взросления для кого-то сказка превратилась в приятное воспоминание из детства, а для кого-то приятной для души работой. Ярким примером таких взрослых являются скульпторы и художники-фарфористы, воплощающие в статуэтках свое видение сказочных персонажей. С работами некоторых скульпторов и художников на сказочную тематику мы сейчас и познакомимся.

Сысертьий фарфоровый завод автор С. Синявская Златовласка

Миниатюрные скульптуры выполнялись из разных материалов, форфор и фаянс не стали исключением.  В России красивые фарфоровые фигурки начали выпускать в  середине 18 века (примерно, с 1752 года), вскоре после того, как ученый Виноградов открыл тайну производства фарфора.  Изящные фарфоровые статуэтки тогда называли куклами. «Золотой волос» — фарфоровая статуэтка начала 60-х годов ХХ века хранится в нашем музее с самого основания. Изготовлена на Сысертском фарфорофаянсовом заводе, автор художник-скульптор С. Синявская.

Уральский пляс Сысертьий фарфоровый завод автор С. Синявская

Статуэтка того же периода и того же автора»Уральский перепляс».

???????? ?.?????????

Фарфоровая статуэтка «Птичница»(автор С. Синявская).

eee1

Фарфоровая статуэтка «Лисичка с сумочкой» (автор С. Синявская).

a16b99c6181de6c10b681ae9321w--vintazh-ognevushka-poskakushka-sysert-rest

Фарфоровая статуэтка «Огневушка-поскакушка»(автор С. Синявская). К большому сожалению о С. Синявской имеется совсем скудная информация. Известно только то, что свою рабочую деятельность на сысертскитом фарфорофаянсовом заводе начала в 1960 году (с момента открытия).  За 3 года ею было разработано около 100 миниатюрных фарфоровых скульптур (статуэток). Они и по сей день в большом количестве встречаются в быту уральцев, в сувенирных лавках, да и в антикварных магазинах России.

IMG_0518

Есть в нашем музее и фарфоровая статуэтка «Емеля со щукой» по русской народной сказке «По щучьему велению». Гжель, 1960-е годы, скульптор Т. Н. Сапожникова.

IMG_0517

Статуэтки животных всегда сохраняли свою актуальность в ассортиментном ряду любого фарфорового завода. В первую очередь потому, что анималистика предоставляет создателям максимальный простор для творчества. Реалистичные или взятые из басен и сказок, упрощённые и незамысловатые или выполненные с удивительной детализацией, переосмысленные автором в сатирическом ключе или изготовленные с любовью и достоверностью,– коллекция невероятно многообразна. Создатели фарфоровых животных вложили душу в каждую маленькую фигурку, сделали их красивыми и оригинальными, яркими и забавными, трогательными и милыми. Такая статуэтка способна создать настроение и стать удивительным подарком. Удивительным – потому что старинный фарфор обладает особой энергетикой, является произведением искусства и предметом коллекционирования.

3acc475ddcd503c46ee8f84eaeeb4184

«Воробушек» — Ленинградский фарфоровый завод (автор: П. Веселов) 60-х годов выпуска.

39563380

«Медвежонок с горшком» — Сысертский фарфорофаянсовы завод, 1966 год выпуска.

IMG_0515

«Черепаха» — Таволожская керамика 90-е годы.

1433932470

«Лисичка»- Турыгинский завод художественной керамики в Гжели начало 70-х годов.

На этом мы заканчиваем знакомит вас с часть нашей музейной коллекции на просторах Интернета. А посетив волчанский краеведческий музей вы сможете воочию познакомиться с каждым представителем многочисленного «семейства» керамики.

 

Запись опубликована в рубрике Муниципальный краеведческий музей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.